Некоторые участники экспедиций, судьба которых легла в основу фильма, впоследствии издали книги, в которых изложили свое видение событий весны 1996 г. Наиболее известные - «В разреженном воздухе» (Into Thin Air, 1996) журналиста Джона Кракауера и «Восхождение» (The Climb, 1997) профессионального альпиниста Анатолия Букреева в соавторстве с Вестоном Де Уолтом (Weston DeWalt).
Покорители небес
------ «Эверест» - это кино про обычных ребят, которые не делают никаких глобальных поступков. Они, преодолевая собственный страх и климатические вызовы, занимаются любимым делом, ставят себе новые цели и живут ими. И это вдохновляет...
Поначалу казалось, что история трагического покорения Эвереста - это не лучшая основа для громкого блокбастера, да ещё и в IMAX 3D, и единственное оправдание для столь сомнительной затеи - это действительно красивые виды Гималайских гор. Да и сам по себе жанр байопика не подразумевает какого-либо зрелища или развлекалова, тем более что речь ни о какой сколько-нибудь выдающейся истории, имеющей важное значение для человечества, и не о громких исторических личностях. История сама по себе довольно банальна и не кинематографична. И было чёткое ожидание того, что создатели будут пытаться взять только красивой картинкой. Но, к счастью, акцент на зрелищной составляющей оказался не столь высок, как ожидалось.
Во время просмотра невольно проскакивали аналогии с братом по жанру - «Аполло 13» Рона Ховарда. Фильмы и вправду очень похожи концептуально, да и сюжеты во многом пересекаются. Существенное различие - локация. Там космос, здесь - горы. Что интересно - оба события вошли в историю, при этом не будучи первыми случаями покорения соответственно космоса и Эвереста. Может я малость недооцениваю фильм с Томом Хэнксом, всё таки он вышел 20 лет назад и в те годы был чем-то действительно грандиозным в кинематографе, но всё же уверенно могу сказать - «Эверест» смотрится куда увлекательнее. Создатели не взвалили на голову зрителя кучу технической информации, которая может быть понята исключительно интересующимися тематикой людьми. Сценаристы не имели в своём распоряжении увлекательной истории, которая могла бы заинтересовать не только фактом её реального происшествия и финалом, а и всеми перипетиями, которые происходили с персонажами. Однако они сделали всё, дабы увлечь массового зрителя.
Хоть фильм и содержит полный набор ингридиентов стандартной биографической драмы, смотрится он в целом весьма приятно. Нету острого ощущения банальности и где-то-виденности. А ведь даже самую уникальную историю при желании можно опопсить.
Персонажей много, но в достаточной степени раскрыть почти никого не удалось. Ощущалось стремление студии насколько это возможно достоверно отобразить реальные события, подать картину максимально целостно. Может быть поэтому фильм напичкали большим количеством героев - просто чтобы были - ведь они имели место в настоящей истории. Более-менее полное представление зритель получает разве что про Роба Холла - руководителя роковой экспедиции. Сыгравший его Джейсон Кларк, постепенно пробивающийся в высший эшелон Голливуда, в принципе порадовал - каких-то явных замечаний нет. Джейк Джилленхол, к которому в киноиндустрии последним временем прикут значительный интерес (в частности множество зрителей ждали фильм именно из-за его участия), - вроде как занятный и колоритный персонаж получился, но его, к сожалению, очень мало. По мне так именно он в этом фильме больше остальных нуждался в более полном раскрытии. Очередная бессмысленная роль Сэма Уортингтона - неудивительно в общем-то. Хорошие второстепенные драматические партии Эмили Уотсон и Киры Найтли (последняя, кстати, очень годно смотрится в подобных образах). В целом что касается актёрского состава, претензий нет.
Фильм неплохо балансирует между жанрами - из обыкновенного повествования переходит в драму, из неё - уже в катастрофу, порой даже в триллер. На самом деле неплохая консистенция получилась. Многие реальные события для пущего драматизма, естественно, приукрашены, но конкретно в этом фильме это было даже уместным ибо сама по себе история довольно пресная и без подобных ходов смотрелась бы безынтересно.
По техническим составляющим картина тоже на достаточно хорошем уровне. Музыкальное сопровождение Дарио Марианелли получилось вполне годным, однако особо нигде не выделялось, хоть порой и просилось. Съёмка отличная, горные пейзажи в 3D порадовали глаз. 55 миллионов бюджетных средств не потрачены впустую - так кажется по крайней мере.
Подытожим. «Эверест» нужно посмотреть по нескольким причинам. Во-первых, это красивый фильм. Высокобюджетных лент на горную тематику не так уж много, поэтому пропускать не стоит. Во-вторых, в познавательных целях. Уверен, многие зрители после просмотра изменят своё представление о процессе покорения высочайших точек мира. В фильме всё показано достаточно подробно, впрочем без переизбытка тематической информации. Больше акцента на характерах, отношениях, диалогах. В-третьих, ради неплохих ролей Джейсона Кларка, Джоша Бролина и Джейка Джилленхола (хоть последнего было катастрофически мало - нечасто он играет столь короткие и малозначительные роли). Также хотелось бы отметить Киру Найтли. Видел много отзывов о бессмысленности её персонажа - не согласен, она отвечает в фильме за добрую половину драмы и сыграла весьма достойно. «Эвересту» не удастся стать большим хитом и оставить значимый след в истории кинематографа, получить какие-нибудь номинации на Оскар (может разве что за операторскую работу, да и то вряд ли). Тем не менее это крепкий фильм, который способен впечатлить массового зрителя и просто порадовать более увлечённых любителей кино. Юниверсал умеет делать годные байопики.
Спасибо за внимание
------ «Последнее слово остается за горой»
------ Человек - существо уникальное и крайне непредсказуемое. Границ для нас, казалось бы, нет, и мы часто удостоверяемся в этом, рассматривая то, что трудно в прямом смысле увидеть, а именно возможности нашего мозга, наши интеллектуальные способности, для которых определенных рамок еще действительно никто не придумал. Когда же речь идет о физической стороне каждого из нас, то тут все не столь безгранично, но даже не смотря на наличие пределов выносливости, которые существуют у каждого организма, отдельные личности всегда пытались, пытаются и будут пытаться проверять его на стойкость. Это уже вопрос непредсказуемости, и дело уже сугубо личное каждого, погружаться ли на дно Марианской впадины или взбираться до вершины Эвереста.
Трагедия на Джомолунгме в мае 1996 года не стала каким-то вопиющим фактом безобразной подготовленности к экспедиции или скотского отношения к отдельным ее участникам, или невообразимой природной агрессии. Скорее, все небольшие просчеты в чем-то незначительном слились воедино и привели к катастрофе. Чрезмерная людская предприимчивость, в результате которой на одной трассе, ведущей к вершине Эвереста, оказалось аж три экспедиционных группы, не единожды создавших заторы и пробки, приводит к тому, что время, потерянное на технические проблемы, остается недостаточно для покорения высшей точки планеты, а желание добраться-таки до туда настолько сильно, что все меры безопасности и мысли о преждевременном спуске уходят на второй план. Тогда вступает в силу фраза, прозвучавшая из уст одного из героев картины и ставшая своего рода пророчеством для участников всей экспедиции: «Кто угодно может бросить здесь вызов вершине, но последнее слово остается за горой».
Еще одним из бесспорных плюсов в «Эвересте» является его актерский состав. Джейсон Кларк, сыгравший Роба Холла, отлично вписался в роль командира экспедиции и вожака, за которым идут и который за собой ведет. Герой Джоша Бролина со своей семьей несколько попыток разыграть драму сделали, но их линия, пожалуй, самая что ни на есть голливудская и примитивная. Герой Джона Хоукса получился одним из самых глубоких, однако его мотивы можно спутать с обыкновенной недальновидностью и опрометчивостью, к сожалению, приведшей к известному исходу. Киры Найтли было необыкновенно мало, но на то есть объяснение - все-таки на вершине Эвереста в форме альпиниста, думаю, ей не место. Самым обидным для меня стало то, что оставили лишь часть йетеобразного Джейка Джилленхола, показанного в трейлере, но, в целом, персонаж классный, как и сам Джейк, конечно.
Бальтасар Кормакур снял кино не самое притязательное в плане непредсказуемости, однако не переписывая ни единого действия из реальных событий, он придает документальному пересказу художественности за счет нужной щепотки драматизма (благо, что с этим ингредиентом режиссер обращается крайне осторожно и старается не переборщить) и зрелищности за счет потрясающей работы съемочной группы. Действия героев за счет выдержанного драматизма выглядят очень реалистично, без лишних вопросов о геройстве, потому что о нем речь идти в такой ситуации попросту не может. Эверест же удается показать и во всей его природной красоте, в какой мы его привыкли видеть на картинках, и во всей ярости и безумстве, которая обращается на его склоны с ухудшением погодных условий.
Бальтасар, конечно, не первый, кто показал, что люди практически бессильны перед такой стихией, но его интерпретация ничем не уступает предыдущим, как минимум, в визуальном плане, поэтому от захватывающих панорам дух захватывает и леденящий холодок по спине пробегает, а мысли о том, что это все было в действительности, лишь больше заставляют прочувствовать всю мощь и буйство Эвереста и беспомощность людей, отважившихся на столь рискованный поступок. А вот оправдан ли риск или нет, решать Вам.