В трейлере фильма можно услышать песню П. Дж. Харви – «Red Right Hand» (кавер-версия песни Ника Кейва). Оригинал этой песни использовался в фильме «Хеллбой: Герой из пекла» (2004), который также снял Гильермо дель Торо. ------ Дом, в котором разворачиваются события фильма, вместе со всеми предметами в нем был отстроен с нуля на съемочной площадке. ------ Первый приблизительный сценарий фильма был написан в соавторстве с Мэттью Робинсоном. Однако позже сценарий был переписан. Гильермо дель Торро продолжил работу над ним на пару с Люсиндой Коксон. ------ Главным дуэтом фильма должны были стать Бенедикт Камбербэтч и Эмма Стоун, однако в итоге соответствующие роли получили Том Хиддлстон и Миа Васиковска.
Когда Эдит кашляет кровью ночью, капли крови попадают на подушку. Однако, когда она встает, чтобы разобраться откуда идут звуки, следов крови уже нет. ------ В сцене, когда отец Эдит услышал подозрительные звуки в бане и пошел посмотреть что там, он оставляет бритву на краю раковины, в следующем кадре ее там уже нет, а еще через какое-то время она снова оказывается на краю.
Грань ------ Красивая таинственная темная картина завораживает и пугает совсем не так, как нам всем преподнесли в трейлере и предварительных оценках самим Гильермо дель Торо. Не ужасы, нет. Это мистический триллер, но мистика в нем зиждется на восприятии Эдит мира неупокоенных душ. Это готическая жуткая сказка, местами мерзковатая, и совершенно точно темная, при этом подпитываемая красивой музыкой.
Один из главных постулатов фильма гласит о том, насколько тонка грань между здравым рассудком и безумием, и что пересечь ее гораздо проще, чем вернуться. И если руки уже по локоть в крови, то назад дороги нет. И тайна семьи Шарпов тому подтверждение. Брат и сестра безупречные, красивые, пленительные и смертельно опасные. Выживет ли белая бабочка, прилетевшая на их огонек...
Картина безусловно сильна и крайне атмосферна. Жуть внушает сам дом, не призраки в стенах и полу (хотя Гильермо изобретателен в красном цвете душ), а именно старые тайны и мрак дома. Дырявая крыша, через которую идет снег и никогда нельзя полностью согреться; половицы, сквозь которые сочится красная глина (что дало одно из самых жутких впечатлений); насекомые везде и всюду, словно этот дом мертвое тело, окруженное мухами; дикие сквозняки, как вопли в ночи; влажные грязные стены и части поместья, куда ходить нельзя. Все это напоминает страшный сон, в котором ты бежишь и бежишь, но не сдвигаешься ни на дюйм, а ноги все сильнее утопают в болотистом полу.
Актерский состав идеален. Том истинный баронет, утончен и пленителен, а главное его оружие слова и глаза. Честейн в роли Люсиль прекрасна, холодна, расчетлива и сдержана, до поры... А Миа успешно воплотила образ весьма острой на язык самодостаточной писательницы, не нуждающейся ни в ком ровно до тех пор, пока ее сердце не похитил Томас, превратив ее в трепещущую девушку, жаждущую любви. Кстати, ей очень идут пшеничного цвета длинные волосы и очки, ну это так, к слову.
Сюжетная линия становится очевидной еще до середины фильма, но тем не менее смотришь не отрываясь, ожидая развязки, которая честно говоря даже шокирует откровенно безумными кадрами. После такого понимаешь, что бояться надо не умерших, а живых. ------ Проклятый старый дом ------ До мурашек поразил «Багровый пик». Нет, не единым гениальным целым, а одной частью опьяняюще поразил, а другой трезво разочаровал.
Во-первых и в главных, всё ужасно банально и слеплено из десятков виденных уже фильмов. У Гильермо дель Торо, на мой взгляд, не получился ни триллер, ни детектив, ни роман. Миа Васиковска не ушла ни на миллиметр от Алисы в Стране Чудес и Джейн Эйр. Хоть бы прическу и платье в ключевых сценах как-то изменила что ли. Сначала она объемно наряжена с ног до головы в сочный атлас и в некоторых ракурсах её, умную, серьезную, в очках, можно даже с радостью и предвкушением не узнать, но потом Миа как-то меркнет, сдается и доигрывает весь финал на бёртоновских внешних наработках с пышными волосами и платьями под подбородок и внутренней молекулярной одномерности. Джессика Честейн - вот это ух. Наконец-то она не рыжая и не ученый, а какая-то не до конца проявленная маньячка без возраста, жарящая омлет в бархатном платье от шеи до пола. Том - неотразим до слюней на кресле) Он как-то соблазнительнее и живее, чем в «Выживут только любовники». Он - дверь, которая готова открыться лучу света в тёмном царстве, весы, которые готовы склонить свою чашу в сторону правды. И его финал, пожалуй, самый драматичный, граничит на тонкой линии драмы и нелепости.
Повторюсь, по новизне ничего не получается выжать из увиденного. Хотя Том Хиддлстон и соблазнял зрителей в интервью: «Начинается всё как классическая костюмная драма... вам кажется, что где-то это уже было. Но потом всё меняется до неузнаваемости: романтику накрывает волна ужаса». Но проблема в том, что этих волн и девятых валов ужаса уже было столько... и всё, что начинается потом, разбавленную водичку волны ужаса в неспешной съемке, мы тоже где-то чуть ли не покадрово видели. Что-то такое в старом особняке один в один делала с слабовольным мужем Ева Грин, происходило в фильмах Бертона, в фильмах про вампиров... в десятках фильмах про романтических женщин и мужчин викторианской эпохи. Фабула Бонни и Клайда должна была выйти на кинопенсию ещё в прошлом веке. На нераскрытого вообще психологически персонажа а ля графиня Батори и леди Макбет под одной юбкой даже как-то неловко смотреть. Если говорить про ужасы в этом фильме, то ими только веселить детей. Заторможенные призраки из желе «с дымком»вызывают недоумение. Не страшно ни разу, зато до неприличия смешно. Особенно на бездарно снятых фирменных «тарантиновских» сценах, когда сражаются окровавленные женщины на кухонных тесаках. Нет ни саспенса, ни напряжения, ни интриги, ни подлинной безумной любви, ни страшной трагедии в прошлом, как-то соединивших бы показанное режиссером. Но как это сделано, какие насыщенные кадры, терпкие цвета! Свет, особенно в первых кадрах, сразу такой насыщенный, охристый, приглушенный и цветной, каждый кадр - как замкнутая притемненная бархатная китайская шкатулка. Бесконечно (даже немного надоедающе) падает снег в старом замке, как в сцене в японском садике из «Убить Билла».
Много недоумения в этой картине, много виденного и виденного ярче, живее, лучше, но первые и последние кадры всё-таки невероятно хороши. На титрах уже вообще ни одного слова в завороженности не помнишь и только множишь тройную экспозицию снега, бархата и бабочек под идеальную, невесомую и печальную музыку.
Резюме: если вы знаете и можете вообразить биографию леди Батори, если вас не трогает фанатизм леди Макбет какого-либо уезда или графства, если вам неинтересно посмотреть на кого-нибудь из актерского состава в хорошем качестве и костюмах, если ваше сердце не растопить викторианской эстетикой, уютными цветными кадрами и страданиями несчастных людей-жертв и людей-паразитов, и если вы уже устали от фильмов про замки, вампиров и кровь, можете смело не тратить время на это кино.
За красоту и что-то трепещуще настоящее низкий поклон Гильермо дель Торо.