Кто заточен внутри? ------ Что обещают прокатчики: на постере красуется многообещающая фраза: «от автора сценария «Фауста» Юрия Арабова». Эти слова подготавливают зрителя к встрече с чем-то философским, многогранным и неоднозначным. В то же время, яркие сцены трейлера интригуют эмоциональной напряженностью и интересными диалогами.
Впрочем, давайте разберемся, так ли это?
Почему стоит смотреть:
Режиссеру Элле Архангельской удалось перенести на экран необычную, глубоко психологическую и, в чем-то, психоделическую атмосферу, присущую только произведениям Достоевского. Здесь нет счастливых людей, здесь нет красивых пейзажей. Каждый герой, как и сам город, представлен как нечто совершенно неприглядное, холодное, с обсыпавшимся фасадом и ледяной сердцевиной.
Эту атмосферу сильно дополняет звуковое оформление картины. Так, если сцена происходит на кладбище, на фоне звучит жуткий скрип старых могильных ограждений. Ты буквально переносишься в место событий.
К сожалению, это - все положительные моменты картины.
Почему не стоит смотреть:
В первую очередь, это подача. Фильм с первых же минут сбивает с толку. Поначалу тяжело понять, все ли из происходящего - реально? Не связанный хронологическими рамками герой - свободно взаимодействует с окружением и живо реагирует на происходящее. И это никак не объясняется. В итоге, пол-фильма зритель не следит за сюжетом, он пытается понять: по каким правилам герой живет внутри рассказа?
Персонажи вышли однобокими. Неизвестный - постоянно хмурый, чрезвычайно суровый человек. Каждое слово, каждое движение которого говорят о крутом нраве и внутренней злобе. На протяжении картины он говорит пафосным, зловещим шепотом. Все это работает на яркость образа, но не на его достоверность.
Недоверие к героям усиливается из-за отсутствия сцен, раскрывающих героев с другой стороны. Забавно то, что изначально такие сцены присутствовали в фильме. Это замечание я сделал пересмотрев трейлер. В картине отсутствует весьма важный для понимания героя эпизод. И здесь уже напрашивается самая главная претензия - к монтажеру картины, Марии Сергеенко. Во второй половине фильма повествование становится все более и более рваным. Глаза цепляются за неровные склейки слабо связанных сцен, пропадает нагнетавшееся изначально ощущение скорой трагедии.
Вывод: «Клетка» - картина, целевую аудиторию которой, мне крайне тяжело определить. Это явно не поклонники творчества Достоевского. Ведь давно известно, что книга во многом превосходит любую экранизацию. Это не поклонники театра, ведь в театре всегда есть ощущение причастности к происходящим прямо перед тобой событиям, ощущение, пока еще не доступное кино. Это и не массовый зритель, которого подобная манера подачи сюжета - точно собьет с толку. Да и сюжет не предполагает легкомысленного отношнения. Безусловно, здесь есть весьма глубокие размышления о жизни, религии и психологии. Актеры демонстрируют сильные эмоции. Но, восприятие фильма губит странная подача сюжета и слабый монтаж. Проще ознакомиться с оригиналом. Его прочтение займет у вас еще меньше времени, чем знакомство с картиной.