В нашей современной жизни очень часто многое проявляется из прошлого, и всем знакомая фраза: "Все возвращается на круги своя", как нельзя лучше подчеркивает суть этого обзора, в котором речь пойдет о художественном стиле, позаимствованном в прошлом веке. И сегодня мне хотелось бы рассказать об иллюстраторе, возродившем искусство советского плаката в совершенно новой ипостаси. Художник из Нижнего Новгорода, Валерий Барыкин, совместив две идеологически противоборствующие наглядные пропаганды средины прошлого столетия двух стран - СССР и США, получил вполне новый органичный стиль - советский пин-ап.
История американского пин-апа
Что бы понять суть этого стиля, нужно заглянуть немного в историю. Поэтому мне хотелось бы напомнить читателю о том времени, когда американские мужские журналы 30-х и 40-х годов буквально пестрели иллюстрациями прекрасных кокеток, ставшими самым обожаемым предметом фетиша у солдат, водителей дальних рейсов и холостяков. Такие издания высоко котировались потому, что многие мужчины, увлекающиеся яркими картинками, умудрялись украшать ими свои жилища, и кабины автомобилей, прикалывая их к стенкам. Отсюда и пошло название этой традиции: "to pin up" — прикалывать, именем которой впоследствии был назван отдельный жанр искусства.
К тому же, сексуальные и вместе с тем целомудренные объекты обожания со страниц журналов, очень скоро были приспособлены под нужды рекламных компаний. И что интересно, в те годы, когда гражданам Америки на каждом углу подмигивали красивые девушки с реклам, выполненных в стиле пин-ап, приглашая освежиться, побриться или заглянуть в кафе, советским людям с агитационных плакатов на каждом шагу "грозили пальцем суровые женщины, милиционеры и пожарники".
С течением времени американский пин-ап преобразовался в так называемый love-стайл, в котором преобладали образы полуобнаженных девушек и трогательные истории взаимоотношений: поцелуи, романтические свидания, вечеринки. В 60-х годах этот стиль кардинально преобразился под влиянием бондианы, которую в свою очередь в последствии буквально задавила цветная фотография. Вот такая, вот любопытная история у этого жанра.
Советские плакаты в пин-ап - новый современный стиль
Эту особенность периодических изданий США средины прошлого века с большим мастерством использовал в своем творчестве художник Валерий Барыкин. Он буквально создал микс, скрестив в своих творениях два разных стиля: советский плакат и американский пин-ап. И вот уже второе десятилетие создает иллюстратор плакаты, пронизанные сатирой и юмором, похоже на агитационные, времен СССР 50-60-х годов и пропитанные эстетикой американского пин-апа.
И нужно отметить, что потрясающая идея художника создать огромную серию забавно-ностальгических работ привлекает к его творчеству огромное количество поклонников. И таким вот образом получил свое развитие новый стиль в искусстве - советский пин-ап.
И что интересно, в наше время к этому стилю, обращаются немало молодых художников. Но пока только Валерий Барыкин занимает в этом жанре лидирующие позиции. И вот как сам художник реагирует на эту ситуацию: "Возможно, те кто, так или иначе работает в стиле пин-ап, это очень молодые люди. Воспоминания советского времени у них очень вялые. Они просто не застали его, дух той легендарной эпохи утерян… Иногда даже у меня это получается не вполне"...
А себя на сегодняшний день художник относит к постмодернистам и занимается скрещиванием одного и другого, временных пространств и географических плоскостей.