Тяговые аккумуляторные батареи применяются для стабильного электропитания лодочных моторов и бортового оборудования, зависимого от энергии. Они, в отличие от стартовых аккумуляторов, устанавливаемых на машины, дают не краткосрочную подачу тока, который нужен для пуска двигателя, а постоянное электропитание на протяжении всего времени работы. Как зарядить тяговый лодочный аккумулятор, какие источники питания применяются, и как их обслуживать – рассмотрим в статье.
Тяговая АКБ и ее особенности
Лодочные тяговые аккумуляторы, в отличие от автомобильных стартерных, комплектуются более толстыми внутренними пластинами. За счет такого устройства обеспечивается пусковой ток и стабильная отдача электроэнергии. Также они способны выдержать куда больше циклов зарядки-разрядки.
В зависимости от химического состава и способа изготовления, есть несколько видов лодочных батарей. Они бывают:
-
стандартные кислотные – электролит которых находится в жидком состоянии;
-
Li-Ion – литиевые, выдерживающие до 3000 циклов зарядки-разрядки. Экологически безопасные, устойчивые к вибрациям;
-
AGM – в их корпусе размещено стекловолокно, предварительно пропитанное электролитом. Такая конструкция позволяет увеличить в разы доступные циклы разряда;
-
GEL – с токопроводящим веществом, загущенным до состояния геля. Одна из наиболее выносливых разновидностей;
-
литий-железо-фосфатные (LFP или LiFePO4). Весят такие модели на 70% меньше кислотных, а служат куда дольше. LiFePO4 надо заряжать специальным зарядным устройством, из-за чего большого распространения они не получили.
Зарядка АКБ для лодочного электромотора
Прежде чем разобраться, как заряжать лодочный аккумулятор, стоит отметить, что разряжать на 100% его нельзя, поскольку на плюсовых пластинах будет откладываться кислота в виде солей. Но есть момент – если АКБ разряжается не полностью, это не позволит по-максимуму использовать ее возможности. А значит при заданном энергопотреблении емкости потребуется больше. К примеру, если суточное потребление тока – 100 Ач и в планах разрядить батарею на 50%, понадобится модель на 200 Ач.
Теперь к главному – как заряжать аккумулятор для лодочного электромотора? Порядок восполнения заряда тот же, что и для стартерной батареи. Однако процесс зарядки отличается в зависимости от вида тяговой батареи. Для кислотных моделей напряжение должно быть в пределах 13.2-13.8 В. Если это AGM или GEL, понадобится автоматическое зарядное устройство импульсного типа. Для AGM выставляют напряжение 14.4-14.6 В, для гелевых – 13.8-14.1 В. Силу тока выставляют не больше 10% от энергоемкости, а лучше – 5-7 %.
На лодках с тяговой батареей должно быть зарядное устройство (ЗУ), которое поддерживает следующие режимы работы АКБ:
-
циклическая эксплуатация на воде. Разрядка в этом режиме доходит до 50% и ниже, а зарядка осуществляется устройством типа DC-DC;
-
смешанный. Глубокий разряд в таком режиме не наступает, так как ЗУ автоматически восполняет заряд высоким током;
-
без подключения к нагрузке. Поддерживающая зарядка, когда ежемесячно подзаряжают до 12.9-13.2 В.
Обслуживание и проверка лодочных аккумуляторов
Чтобы источник питания проработал дольше, надо:
-
доливать дистиллированную воду в модели с жидким электролитом;
-
фиксировать плотность электролита и уровень воды;
-
сохранять поверхность корпуса АКБ в чистом виде;
-
периодически снимать кабель и чистить клеммы от коррозии;
-
полностью заряжать аккумулятор, если он не будет работать 1-2 недели. Дело в саморазряде, скорость которого зависит от конструкции источника питания и окружающей температуры;
-
хранить только в прохладном месте;
-
не заряжать до 100% в условиях холодного климата, что чревато замерзанием электролита.
Не менее важна и проверка лодочной АКБ. Для этого надо:
-
замерить плотность электролита;
-
замерить напряжение холостого хода;
-
использовать нагрузочную вилку или тестер проводимости;
-
полностью проверить энергоемкость;
-
отслеживать зарядку-разрядку посредством счетчика ампер-часов.
Модели свинцово-кислотного типа обычно проверяют путем замера плотности, для чего используют прибор – ареометр. Если источник питания разряжен на 50%, то его плотность – 1.190, а напряжение – 12.24. У заряженного плотность будет 1.265-1.285, а напряжение – 12.65+.
Правильная зарядка лодочных батарей заключается в подборе подходящего зарядного устройства. При поддержке нормального напряжения обеспечивается длительный срок работы и безопасная эксплуатация АКБ.