Название: Ледокол Год: 2016 Страна: Россия Слоган: - Режиссер: Николай Хомерики Сценарий: Алексей Онищенко, Андрей Золотарев Продюсер: Игорь Толстунов, Сергей Козлов, Александр Козлов Оператор: Федор Лясс Композитор: Туомас Кантелинен Художник: Денис Бауэр, Татьяна Долматовская Монтаж: Иван Лебедев Жанр: драма
В ролях: Анна Михалкова, Сергей Пускепалис, Виталий Хаев, Александр Яценко, Ольга Филимонова, Дмитрий Муляр, Алексей Барабаш, Пётр Фёдоров, Александр Паль, Артур Чиргадзе
Бюджет: $10 000 000 Сборы в России: $4 017 366
Возраст: зрителям, достигшим 12 лет Продолжительность: 120 мин. / 02:00
Описание: Основано на реальных событиях. 1985 год. Навстречу ледоколу «Михаил Громов» движется огромный айсберг. Уходя от столкновения с ним, судно попадает в ледовый плен и оказывается в вынужденном дрейфе вблизи побережья Антарктиды. Вокруг зловещая тишина и жуткий холод. Горючее на исходе... Нервы на пределе... И даже если можно было бы уйти - деваться все равно некуда. У командования ледокола нет права на ошибку. Одно неверное решение - и тяжелые льды раздавят судно...
Киношные льды, так и не раздавившие СССР ------ 8 из 10Российский кинопром, похоже, после «Экипажа» обнаружил, что научился снимать фильмы-катастрофы. И с жаром пылко влюбленного юноши начал обхаживать новую жанровую крепость. Только этим можно объяснить, что перед сеансом «Ледокола» я увидел анонсы сразу двух отечественных трейлеров про разрушения и гибель. Причем, как и «Ледокол», все они касаются советского периода. Создается ощущение, что (опять-таки после «Экипажа») показывать современные катастрофы нельзя. Может, Минкульт говорит, что денег на это не даст? А как в России на кино еще заработать можно? Вот и происходят гибели и разрушения (а также прочие негативные явления) лишь в эпохе развитого социализма. Пару слов о сюжете (ибо анонсы слегка его перевирают). В 1985 году советский ледокол «Михаил Громов» бороздит антарктические воды. Он встречается с огромным айсбергом Семен Семенычем, с трудом и жертвами избегает трагедии, а потом застревает во льдах. Но не из-за айсберга (как пишут везде), а просто потому что весна. Что в южном полушарии означает близость зимы. Лед толстеет и не пускает корабль. Падла-старпом валит всё на капитана, после чего ледоколу вертолетом присылают нового – злющего-презлющего. И вот действия этого капитана, действия советских властей, действия окружающей суровой природы создают очень непростую ситуацию для выживания моряков: и психологически и физически. Маленькие люди – просто крохотные посреди ледяных просторов – сражаются с титаническими силами природы, а их губит бездушная государственная машина. Для которой людские жизни – ничто на фоне державных интересов. И что еще ужаснее – интересов крысятнических. Должен отметить, что, несмотря на обнаруженный мною мейнстрим, сюжет выбрали хороший, незаезженный: ни у них, ни, тем более, у нас. Десять миллионов вражеской валюты вбуханы с толком: айсберг пугает, бесконечная Антарктика потрясает, могучий океан гоняет под кожей мурашки челночным бегом. Атмосфера середины 80-х создана с душой. Костюмы, прически убедительные, правда, на корабле люди больше похожи даже на жителей конца 70-х. А вот уже поведение, речь героев мне показались аутентичными в гораздо меньшей степени. Меня лично тронуло появление на борту фаната Цоя – но нет! Цой выглядит каким-то бронзовым, культовым, каковым он напрочь не был в 1985-м! До культа минимум три года, а тогда – это целая эпоха. Да, я снова цепляюсь к сценарию. Но тот сам виноват - рыхлый! Историю ледокола нам описал Алексей Онищенко – сценарист «Экипажа». То есть, вроде как специалист в жанре. Соглашусь, что над генеральной линией поработали тщательно, а вот над ответвлениями – не очень. Нет ни одной сцены, которые бы показали нам любовь между протагонистом Петровым и его женой. Нет, она (любовь, значит) просто возникает в конце, и мы должны лишь с этим согласиться, а не прочувствовать. Непонятны взаимоотношения нового капитана Севченко и корабельного врача. Насеяли намеков и не объяснили. Не в обиду Анне Михалковой, но ее линия практически никак не коррелировалась с основным сюжетом и только занимала хронометраж. Ползунки в вещах капитана можно было объяснить парой фраз. И в самой битве с айсбергом, на мой взгляд, есть пара больших логических дыр, однако, я не могу поднять эту тему, опасаясь испортить вам спойлерами просмотр. К тому же, главное, что, несмотря, на неизбежные ляпы, сюжет интересен. Всегда приятно смотреть фильмы, в которых есть двойное дно. Не детективная интрига, а второй параллельный смысл. И вдвойне приятно, когда ты этот смысл смог уловить. Вот и «Ледокол», помимо насыщенной экшном истории войны людей со льдами, еще и самый завуалированный фильм про конец СССР. Плавание «Михаила Громова» проходит зимой-весной 1985 года. Напомню: именно в марте к власти приходит Горбачев, и уже через несколько месяцев жизнь советских людей начинает бурно меняться. Мы мельком, между панорамами торосов, видим, как там – на другой стороне Земли – меняется страна. Вспомните, как изменился внешний вид и одежда жены капитана петрова в начале и конце фильма. И это только мода. И ледокол волей создателей фильма стал моделью Советского Союза. Это затянутый льдами застоя СССР. Корабль, переставший идти к великой цели. Людей искренних и болеющих за дело – отставили. К рулю встали исполнители, которые пусть и не лишены достоинств, но привыкли лишь ждать приказа. И когда льды капитально прижимают – они продолжают ждать. А в это время к штурвалу рвутся дураки напополам с подлецами. «Михаил Громов» не стал СССРом, который развалился. Вот честно, хочется добавить «увы» – потому что в жажде хэппи-энда российские киноделы переплюнули забугорных. Весь фильм ведут к трагедии, и даже шляпу снять не по кому. Похожая беда, кстати, и у «Экипажа». Главное, попасть в группу главных героев – и ты выживешь обязательно! Только вот, если «Экипаж» - это все-таки всего лишь драматический киноаттракцион, то «Ледокол» - фильм с мыслью. Интересной. Печальной. И концовка не дает этой мысли завершиться.