Банки констатируют рост количества выданных кредитов в первом квартале этого года. Так, в одном из них выдача займов увеличилась в 4 раза в сравнении с аналогичным периодом 2015 года. Некоторые специалисты поговаривают о возможности «кредитного бума» и связывают повышенный спрос на банковские деньги со снижением ставок и падением доходов населения. Но есть также мнение, что все это лишь сезонное явление.
Самой радикальной точки зрения придерживаются эксперты Альфа-Банка. По их мнению, белорусы стали охотнее привлекать деньги у банков из-за снижения процентных ставок по займам, валютных колебаний в начале года и падения реальных доходов населения.
«Спрос на кредиты также связан с отменой сопутствующих платежей и сокращением сроков рассмотрения заявки. Позитивно восприняли потребители и возможность получить кредит наличными в кассе, а не переводом на платежную карточку», — поясняют в Альфа-Банке.
По информации банка, активность на кредитном рынке наблюдалась с октября прошлого года, но пик все же пришелся на первый квартал 2016-го. «В сравнении с аналогичным периодом 2015 года количество выданных кредитов наличными выросло в 4 раза. Увеличился также средний размер кредита — на 13,4%. Обычно белорусы берут взаймы около 30 миллионов рублей», — уточняют специалисты.
Еще одна «стимулирующая» тенденция — увеличение сроков кредитования до 5 лет. «Еще несколько месяцев назад банки были готовы кредитовать в лучшем случае на три года», - уточняют в банке.
Многие клиенты банка стараются оформить кредитную карточку. «Люди стали воспринимать их как „запасной" кошелек и быстрый доступ к финансовым ресурсам. Но при этом пользоваться ими стали осторожнее, о чем можно судить по снижению средней суммы задолженности, — констатируют в Альфа-Банке. — Так, количество выданных кредитных карточек выросло в 10 раз, а средний чек, напротив, слегка уменьшился — на 10,7% (до 25 млн рублей в первом квартале этого года)».
По мнению экспертов, если тенденция продолжит усиливаться, то в стране может наступить кредитный бум. «Раньше белорусы старались брать взаймы лишь при острой необходимости, но сейчас активно развивается финансовая грамотность и культура потребления — становится повседневной реальностью использование заемных ресурсов с целью повышения качества жизни и формирования задела на будущее», — подчеркнули в банке.
Кстати, чаще всего белорусы берут взаймы, чтобы купить бытовую технику и электронику, а также сделать ремонт в доме. Заметно чаще потребительские кредиты стали привлекать, когда нужно покрыть недостающую сумму при обмене квартиры и замене подержанной иномарки на новую. Интерес к этому подогревает падение в Беларуси цен на недвижимость и автомобили.
Таблица всех кредитов в банках Беларуси
Тенденцию увеличения кредитования подтверждает и МТБанк. «За первый квартал количество запросов на кредиты от физических лиц возросло», — говорят специалисты. Однако точные цифры работники банка озвучить пока не готовы.
Очень сдержанно к росту количества кредитов относятся в Цептер Банке. «Объемы кредитования физических лиц соответствуют нашим ожиданиям с учетом сезонных колебаний и рекламной активности. Это касается всех видов кредитов: наличными, карточных, на товары, — говорит начальник управления розничного бизнеса ЗАО „Цептер Банк" Анна Ковальчук. — Определенное повышение в течение последних месяцев спроса на кредит, выдаваемый наличными, мы связываем прежде всего с недавним снижением процентной ставки по продукту».
Специалист также подчеркивает, что растет популярность карточных кредитов. «В отличие от кредитов наличными, которые чаще всего запрашиваются на конкретные расходы в ближайшее время, население привыкает к возможности иметь „долгоиграющий" запасной кошелек в формате кредита на карточку», — считает Анна Ковальчук.
Сезонностью повышенный спрос на кредиты объясняют и в Идея Банке. «Увеличение количества заявок на потребительские кредиты связано с несколькими причинами. Во-первых, это сезонный весенний рост спроса, поскольку начинается посевная кампания, — рассказывают в банке. — Одни клиенты берут деньги для приобретения техники, другие для ремонта. Во-вторых, сейчас мы наблюдаем, что многие наши клиенты возвращаются к нам снова для оформления кредита, в-третьих, у нас недавно стартовала рекламная игра и люди заинтересовались ею».