1 мультфильм. 2 режиссера. 4 страны. Что могло пойти не так?
------ Тоби Генкель, за плечами которого уже есть парочка малоизвестных мультпликационных картин, из которых можно выделить лишь достаточно посредственную историю о знаменитом «Торе» (не марвеловском, конечно, но все же), а также Шон МакКормак, у которого за плечами ничего нет, решились взяться за мультипликационную адаптацию библейских сказаний о Ное и его ковчеге.
И если в библейских сказаний двигателем все-таки был сам Ной, то тут от него осталось лишь имя и сам ковчег, а бразды правления перешли к царю зверей (льву то бишь). Собственно, вселенских размеров потоп приближается, известная всем система «каждой твари по паре» преобразуется в мультфильме в действительно своего рода фейсконтроль клуба, где у входа стоят гориллы (в буквальном смысле) и пропускают лишь тех, у кого есть приглашения. У кого их нет - соответственно, на праздник жизни не попадают. Одними из таких неудачников становятся два странных разноцветных существа (папа и сынок), которые за счет своей проворности все-таки попадают на ковчег, но в результате происшествий один из них (что младше) вместе с особью ворчаки (что-то типа волка) оказываются за бортом, поэтому им нужно набраться храбрости и стойкости и пуститься в большое приключение, чтобы не стать жертвой надвигающегося наводнения...
История в каком-то роде интересная, однако адаптация некоторых моментов, вроде вышеупомянутого фесконтроля, а также развитие дальнейшее оказались не очень оригинальными, и по большой сути весь потенциал мультфильма выдохся еще до начала всей заварушки. Парочка главных героев может видом отличаются от былых персонажей, однако на деле это союз абсолютно разных животных, которые в силу обстоятельств обязаны держатся вместе. Естественно, что их различия по-началу дают повод для ссор, однако со временем все перерастает в неразлучную дружбу, как это и должно быть - в общем, банально. Кроме того, попытки разогреть интерес в зрителях за счет невиданных доселе существ какого-то положительного эффекта не добиваются по ходу фильма, а история с поисками своего дома тех необычных разноцветных персонажей, которые на первом плане здесь, ну уж очень не притязательна в плане оригинальности. Злодеев, помимо самого потопа, добавили даже не для того, чтобы как-то раскрасить историю, а для большей комичности, только с ролью клоунов они справляются нечасто.
Шутки, в целом, достаточно примитивные, без всяких пошлостей и тому подобного, однако все равно ручаться за то, что дети все поймут, не могу. Из плюсов отмечу достаточно неплохую графику, приятных глазу ярких персонажей, красивую рисовку отдельных, в особенности лев понравился больше всех. Но все прекрасно, пока они стоят и разговаривают, а стоит перейти к чуть большей динамике, как вся скудность бюджета бросается в глаза, т. к. в движении графика выглядит не так здорово. Саундтрека вообще, по-моему, никакого не было, поэтому в этом плане прокол, на мой взгляд.
В общем, лично для Тоби Генкеля «Упс... Ной уплыл!», наверное, скорее шаг вперед, нежели шаг назад, по сравнению с «Тором» 2011 года, однако этот шаг не такой большой, как хотелось бы. Задумка могла бы стать интересным перевоплощением на экране, однако развить более эффектно и оригинально у Тоби и его партнера не удалось, поэтому история получилась слишком посредственная и незапоминающаяся. Попытка в любом случае идет в зачет, но на тему потопов гораздо лучше выглядит «Ледниковый период», а на тему потери отпрысков особняком стоит «В поисках немо», а этот мультфильм действительно «Упс...».
------ Мы и без Ноя обойдемся
------ Лев созывает зверей для экстренного известия: грядёт потоп. Ковчег предусмотрительно построен, однако на борт попадут только те, кто есть в списке. В центре повествования жертвы эволюции: гнездовик-папа с сыном и грюм-мама с дочерью. Первых в списке, к сожалению, не оказывается. Тогда гнездовики маскируется под грюмов и когда грюм-мама с дочерью проходят билетный контроль, то гнездовикам удается чудом проникнуть на ковчег, притворившись, что они с грюмами одна семья. Их вчетвером селят в одну каюту, отчего и без того недовольная грюм-мама приходит в совершенное бешенство. Убить гнездовиков ей мешает только строгий пакт о временном перемирии плотоядных и травоядных пассажиров ковчега на время их сорокодневного круиза.
Далее случается страшное. В момент отплытия дети гнездовика и грюма по неосторожности оказываются за бортом ковчега. Отчаявшимся родителям приходится находить общий язык, чтобы объединить силы и вернуть пропавших детей. Отчаявшимся детям приходится находить общий язык, чтобы выжить за бортом в условиях наступающего потопа.
Как почти и все современные мультфильмы, «Упс...Ной уплыл!» заточен главным образом под взрослых. Из оригинальной легенды о Ноевом ковчеге саркастичные создатели вырвали с корнем весь его героический пафос. Во-первых, здесь нет самого Ноя - всем заправляет циничный Лев и его небольшая команда, выступающая от его имени. По его насмешливо равнодушному и откровенно лукавому виду никак нельзя сказать, что он проделал титанический труд по строительству ковчега, что его сильно тревожит предстоящий потоп и что его хоть как-то беспокоят судьбы тех, кто не попал в его «список Шиндлера». Хладнокровная и очень бюрократическая процедура фэйсконтроля здесь говорит сама за себя. Такое ощущение, что после того, как Ной построил Ковчег, Лев, прибежав первым, быстро его съел, после чего сам составил кощунственный список, чтобы на корабле было посвободнее дышать. Кстати, это был бы неплохой сюжетный ход - он сразу многое бы объяснил.
Однако самый ярковыраженный разрыв шаблона произошёл не столько по отношению к библейскому сюжету, сколько по отношению к гендерным стереотипам. Тут уж авторы замутили тотальную рокировку. Итак, сравним мужчин-гнездовиков и грюмов-женщин. Гнездовики - травоядные; грюмы - плотоядные. Шерсть гнездовиков - подчёркнуто ярких радужных цветов; шерсть грюмов - темная. Гнездовики - очень добродушные, приветливые, мягкотелые, им чуждо насилие; грюмы - с железным, закаленным характером, несговорчивые, агрессивные и физически сильные. Где бы не поселились гнездовики, они повсюду делают гнёзда, причем, что характерно, очень уютные гнёзда; грюмы совершенно не приспособлены создать приемлемые условия даже для ночлега. Гнездовики - это хранители очага; грюмы - принципиальные одиночки. Как внешние, так и внутренние качества гнездовиков - типично женские, но их в мультфильме представляют мужчины. И наоборот: как внешние, так и внутренние качества грюмов - типично мужские, но их здесь представляют женщины.
Впрочем, согласитесь, что в современном мире такая подмена образов уже мало кому режет глаз!?:)