Вечером 26 мая уютный дворик Бобруйской синагоги превратился в шумную детскую площадку с костром, на котором запекалась картошка «в мундирах». Традиционным пикником и торжественным ужином несколько десятков иудеев отметили древний праздник Лаг ба-Омер.
— Маловато сегодня людей, — сетовали две женщины в возрасте, пристраиваясь к колонне детей с плакатами. — День-то рабочий.
Пока взрослые обсуждали свои повседневные проблемы, детвора, расхватав бумажные короны и красочные транспаранты, вышла из синагоги и направилась во внутренний дворик. Со стороны шествие, которое возглавляла супруга раввина ребецн Минди, запросто можно было принять за первомайскую демонстрацию, если бы не плакаты с лозунгами, призывающими соблюдать чистоту семьи, изучать Тору и возлюбить ближнего своего, как самого себя. Последний постулат оказался ключевым, и раввин Шауль Хабабо, довольно сносно освоивший русский язык за 13 лет проживания в Бобруйске, охотно пояснил его значение:
— Это — самое главное, а все остальное прилепится.
Оказалось, что любовь к ближнему — очень важный момент праздника Лаг ба-Омер, который знаменует собой сразу несколько событий. В этот день прекратилась эпидемия, которая унесла жизни 24 тысяч иудейских праведников. Произошло это, как рассказал раввин, потому, что люди недостаточно искренне любили друг друга. Ну, а столь жестокую кару Шауль Хабабо объяснил красивой метафорой, указывая на костер:
— Чем праведнее человек, тем ближе он к огню. И тем осторожнее ему нужно быть, иначе можно сгореть.
И действительно, любовь к ближнему — это осторожность в словах и поступках, забота о нуждах и интересах того, кто тебе дорог. Это постоянный мыслительный процесс, направленный на то, чтобы сделать чужую жизнь ярче и счастливее. «Пустая яма без воды» — так бобруйские евреи именуют голову человека, который не утруждает себя умственным трудом. А значит, не думает о других и о себе.
Лаг ба-Омер также связан со смертью рабби Шимона, которого считают автором книги Зоар. Но его кончину оплакивать не принято, ведь 33-й день после Песаха знаменует собой окончание траура и снятие запретов на развлечения. А в память о рабби Шимоне зажигается большой костер — символ души.
Пока взрослые слушали проповедь Шауля, которая больше напоминала дружескую беседу и сопровождалась красочными примерами из жизни раввина, дети знакомились с традициями Лаг ба-Омера через игры и всевозможные шарады. Тех, кто проявил завидную смекалку, ждали вкусные призы. Но самой желанной в этот вечер оказалась печеная картошка, которой с удовольствием лакомились малыши, шурша фольгой, словно обертками от шоколада.
Впрочем, на этом сюрпризы не закончились — во дворе синагоги всех желающих ждал мастер-класс от гончара Юрия Бовды. Когда диковинная конструкция, запускаемая в работу при помощи хитроумного велосипедного привода, была изучена со всех сторон, нашелся смельчак, решивший освоить ремесло. Круг завертелся, и вскоре на нем обозначились контуры будущей пиалы.
— Ну, ты просто прирожденный гончар, — похвалил своего ученика мастер, попутно показывая, как выровнять края сосуда. Зардевшаяся от удовольствия мама пацана подбодрила сына:
— Лева, делай, делай! В субботу продадим!