Три судна, которые нашли и исследовали дайверы из группы подводных археологов института Истории НАН, внешне очень похожи. Когда-то в Борисове находился порт, и эти корабли наряду с другими, курсировали в данном регионе. Возраст находок пока не называют, но, по предварительным данным, такой тип транспорта мог использоваться в 17−18-м веках. Корабли сделаны из одного дерева. Их длина около 30 метров, а ширина — примерно восемь.
— Мы сделали пробы с разных элементов кораблей и отдали на экспертизу по дендрохронологии. Сейчас ждем результатов, делать какие-то выводы преждевременно — уточняет он. — Потому что при описании разных типов судов того времени часто встречается противоречивая информация, а находки пока недостаточно изучены.
По данным сайта «Морской пегас», например, суда такого типа, плавающие по Днепру, называли байдаки и барки, а по Дону — будары и струги.
— Достоверно можно лишь сказать, что все эти корабли сделаны без металлических элементов, узлы скреплены деревянными нагелями (крупными деревянными гвоздями), — продолжает Андрей Лихачев. — Корпус шпангоута сделан из кокоры — нижней части дерева вместе с крупным корнем.
Корабли все еще находятся под водой. Поднять их и законсервировать — процесс затратный. В пример Лихачев приводит случай, когда в Украине доставали десятиметровое судно. На работы тогда был получен грант в 70 тысяч долларов.