Минфин Беларуси опубликовал проект бюджета страны на 2017-й год и приложения к нему. Сам проект уже завтра ждет нулевое чтение – документ, который ранее рассматривали профильные комиссии парламента, представит парламентариям глава правительства Андрей Кобяков.
Бюджет сформирован на основе базового сценария условий экономического развития, который сами разработчики называют скорее пессимистичным: темп прироста ВВП – всего 0,2%, цена на нефть – 35 долларов за баррель, курс российского рубля 75 рублей за доллар, ставка рефинансирования Нацбанка – 15-17 процентов.
Доходную часть бюджета планируют сформировать исходя из действующих состава и количества налогов, чтобы не увеличивать налоговую нагрузку на экономику.
Меры в области налоговой политики, предусмотренные при формировании проекта бюджета по доходам, включают, в частности, индексацию ставок налогов, установленных в рублях, на уровень инфляции, а также увеличение размера базовой величины на 9,5%, до 23 рублей. Ставки акцизов на подакцизные товары планируется установить «с учетом сохранения эффективности их производства».
При этом со следующего года будет отменен ряд налоговых льгот: по налогу на прибыль от услуг, оказываемых гостиницами, а также услуг по размещению туристов; по НДС по реализации физлицам услуг по технической инвентаризации и оценки недвижимости. Также отменяется пониженная ставка налога на прибыль для членов научно-технологической ассоциации «Инфопарк».
В 2017 году, как и в текущем году, в состав доходов включены поступления вывозных таможенных пошлин на нефтепродукты, зачисляемые в соответствии с соглашением с Россией в бюджет Беларуси (в пределах 1,5 млрд долларов), в сумме 491,7 млн долларов (при цене нефти – 35 долларов за баррель).
Поступления доходов по проекту республиканского бюджета на 2017 год определены в сумме 18,235 млрд рублей (+6,1% к ожидаемому исполнению 2016 года).
Расходы республиканского бюджета запланированы в сумме 16,739 млрд рублей (минус 1,1% к ожидаемому исполнению 2016 года). В составе расходов консолидированного бюджета более 50 процентов составляют расходы организаций бюджетного сектора, из которых более половины – расходы, связанные с выплатой заработной платы. Фонд оплаты труда в бюджетном секторе и пенсий военнослужащим запланированы с ростом в пределах 9%, который в основном обеспечивает накопленный в 2016 году рост зарплат. «Повышение заработной платы работников бюджетного сектора возможно за счет оптимизации и сокращения количества бюджетных учреждений и численности их работников», - отмечено в пояснительной записке.
Как и в предыдущие годы, бюджет сохраняет социальную направленность, заверяют в Минфине. Опережающими темпами вырастут расходы на образование и здравоохранение (на 12,1 и 18,5% соответственно). Расходы на социальную политику предусматривают средства на дополнительную поддержку многодетных семей для формирования «семейного капитала» в сумме 457,8 млн рублей (+14,5% к уровню текущего года).
Общий объем расходов на агропромышленный комплекс составит 719,8 млн рублей (минус 16,1% к ожидаемому исполнению 2016 года). Наибольшая доля в этих расходах (64,6%) приходится на компенсацию процентов по кредитам, выданным организациям АПК – 465,1 млн рублей, или минус 20,1% к текущему году.
Расходы на оказание государственной поддержки в виде возмещения процентов по кредитам банков в 2017 году предусмотрены в сумме 1,058 млрд рублей (минус 7,2% к 2016 году).
Рост расходов на господдержку запланирован по двум позициям: почти в два раза по внешним госзаймам (до 112,4 млн рублей, рост обусловлен принятым решением о возмещении процентов по кредитам цементным заводам), а также на поддержку экспорта (170 млн, +8,6%).
Государственную поддержку жилищного строительства в виде льготного кредитования планируется осуществлять в пределах возвратов ранее выданных населению на эти цели кредитов в объеме около 130 млн рублей. Кроме того, для льготного кредитования многодетных, состоящих на учете более трех лет, будут задействованы собственные ресурсы Беларусбанка в сумме 54,6 млн рублей с компенсацией процентов из республиканского бюджета. Дополнительно к этому на кредитование жилищной программы могут направляться собственные ресурсы банков с компенсацией по этим кредитам 50% ставки рефинансирования за счет средств республиканского бюджета, предусмотренных в общей сумме 319,2 млн рублей.
На обслуживание госдолга в 2017 году предусматриваются средства в сумме 2,496 млрд рублей. Платежи по обслуживанию внешнего госдолга увеличатся по сравнению с 2016 годом и составят в 2017 году 784,5 млн долларов. Расходы по обслуживанию внутреннего госдолга также увеличатся, составив 773,9 млн рублей.
Профицит республиканского бюджета сформирован в сумме 1,496 млрд рублей (в том числе за счет поступлений от экспортных пошлин – 1,1 млрд рублей) и будет направлен на погашение госдолга (не менее 25% от суммы погашения) и исполнение части гарантий правительства. В 2017 году погашение госдолга составит 2,311 млрд долларов. Привлечь Беларусь планирует 1,860 млрд долларов (три транша кредита ЕФСР – 700 млн долларов, выпуск евробондов - 800 млн долларов, выпуск внутренних гособлигаций – 360 млн долларов.
Поступления от реализации госимущества предусмотрены в сумме 274,4 млн рублей, и их использование в 2017 году не предполагается.