В Беларуси к 2020 году рассчитывают увеличить объем оказания логистических услуг в 1,5 раза по отношению к 2015 году - до 2,3 трлн неденоминированных рублей. При этом общая складская площадь логистических центров различной функциональности к 2020 году должна увеличиться в 1,6 раза, превысив 656 тыс. кв. метров. Это предусмотрено опубликованной Национальным правовым порталом Программой развития логистической системы и транзитного потенциала на 2016−2020 годы.
Объем оказанных логистических услуг в Беларуси за 2015 год составил 1,5 трлн неденоминированных рублей, в том числе оказанных транспортно-логистическими центрами — 1 трлн рублей, оптово-логистическими и торгово-логистическими центрами — 116 млрд рублей. Доходы от логистических услуг по обработке транзитных грузов составили 462 млрд рублей.
Разработчики программы поделились и выявленными проблемами логистической системы. Это нерациональное размещение некоторых логистических центров относительно маршрутов логистических потоков, дефицит инвестиций, обработка большинством центров потребительских товаров, недостаточное использование развитой складской железнодорожной инфраструктуры.
Для повышения эффективности считают необходимым модернизировать логистическую инфраструктуру и средства механизации и автоматизации погрузочно-разгрузочных работ, предоставлять максимально полный комплекс услуг, унифицировать документы, необходимые для транспортно-логистической деятельности.
«Эффективное функционирование логистической системы в значительной степени определяется правовым регулированием. Анализ законодательства в сфере логистики свидетельствует, что оно регулирует лишь отдельные области осуществления транспортно-логистической деятельности. Поэтому важным является развитие правовых основ ее осуществления», — отмечено в программе.
В программе проанализированы также транзитные возможности Беларуси. Если в 2011—2013 годах доходы от транзита росли в среднем на 13% в год, то в 2014—2015 годах «под влиянием неблагоприятных внешних геополитических и экономических факторов» доходы упали.
Транзит железнодорожным транспортом за 2011−2015 годы составил 226,1 млн тонн грузов (минус 19,2% к прогнозу), не выйдя на запланированные объемы, в первую очередь, из-за переориентации российских экспортных грузов с портов Литвы, Латвии и Украины на собственные порты.
При этом доходы от транзитных перевозок грузов за 2015 год составили около 378,3 млн долларов. Прогноз, установленный госпрограммой по этому показателю на 2015 год, выполнен только на 56,8%. Доходы от транзитных перевозок грузов железнодорожным транспортом за 2011−2015 годы составили 2,5 млрд долларов (87% к прогнозу). Среди факторов, приведших к снижению железнодорожного транзита, названа также девальвация российского рубля, продолжение процесса изменения вектора внешней торговли России с западного направления (страны ЕС) на восточное (Китай и страны Азиатско-Тихоокеанского региона).
Доходы от перевозок пассажиров железнодорожным транспортом в 2015 году составили 22 млн долларов (на 71,7% ниже уровня прогноза). За 2011−2015 годы доходы от транзитных перевозок пассажиров железнодорожным транспортом составили 243,2 млн долларов (72,3% к прогнозу). Среди причин, негативно влияющих на объем железнодорожного транзита, назван перевод части поездов на глобальные цены, что вызвало рост стоимости проезда, а также повышение ценовой доступности авиационных услуг.
Через воздушное пространство Беларуси за 2015 год выполнено более 221 тыс. транзитных полетов, что на 3,3% ниже уровня 2014 года. Доходы от обслуживания транзитных полетов в 2015 году составили соответственно 73 млн долларов (92,6% к прогнозу). За 2011−2015 годы доходы от обслуживания транзитных полетов составили 381,1 млн долларов (114,7% к прогнозу).
Иностранными грузовыми автомобилями в 2015 году выполнено 1,1 млн транзитных поездок и иностранными автобусами — 19,7 тысячи поездок (81,5% и 72,7% к прогнозу). За 2011−2015 годы иностранными грузовыми автомобилями выполнено около 7 млн транзитных поездок и 112 тысяч поездок иностранных автобусов (122,5% и 98,4% к прогнозу). Сумма оплаты за проезд по платным автодорогам в 2015 году составила 117,2 млн долларов (на 48,4% выше прогноза), за 2011−2015 годы — 510,4 млн долларов (153,8% к прогнозу).