В древние времена женщины практически не имели никаких прав, даже Греция, которая шла по демократическому пути, ни чем не отличалась. Но один из греческих полисов сумел выделиться в этом отношении, это была Спарта.
В отличие от остальных жителей Греции, женщины Спарты были спортивными и образованными. В 7 веке до нашей эры великий законодатель Ликург реорганизовал политическую и социальную структуру Спарты, создав дисциплинированное и сплоченное общество, в котором женщины занимали высокое социальное положение.
Сыновья и дочери Спарты
Детство девочек не проходило в исключительном ожидании замужества. Вместе с мальчиками они занимались борьбой, бегом, метанием диска и копья.
Особенностью этих спортивных упражнений было то, что молодые люди обоих полов соревновались друг перед другом. Мальчики были голыми, а девочки занимались спортом либо голыми, либо в коротких туниках, которые, по большому счету, ничего не прикрывали.
На праздниках торжественно маршировали обнаженные юноши и девушки, одновременно показывая спортивные трюки, распевая песни и танцуя. Это было причиной того, что женщины Спарты считались бесстыдными.
В возрасте 7 лет мальчиков отправляли в специальные военные лагеря, готовя их к войне. Девочки развивались не только физически, но и духовно, они занимались музыкой, изучали всевозможные науки. Девушки не спешили выходить замуж. Спартанки сами решали, когда и на ком жениться.
В возможности спартанцев публично выставлять себя напоказ многие в Греции видели только бесстыдство. Однако Плутарх все же учитывал устоявшиеся моральные принципы этих женщин, но все же, говоря о выступлениях обнаженных спартанских девушек, он уточнял, что не исключает сходства этих выступлений с эротическими демонстрациями.
Домашний очаг
Женщины Спарты были главой семьи. Они владели имуществом наравне со своими мужьями, имели доход, в случае развода они забирали свое имущество и часть совместно нажитого, у них были те права, которых не было ни у какой другой женщины.
Мужчины пропадали в вечных войнах, поэтому все обязанности по ведению домашнего хозяйства легли на сильные женские плечи. Но нет, женщины не сидели и не вышивали дома, наоборот, они считали, что это удел рабынь. Они полностью управляли финансами и имуществом, как считали нужным.
По возвращении мужчин из походов ничего принципиально не изменялось, женщины также продолжали заниматься домашним хозяйством, и если вдруг благоверный был против того, что его жена не стоит у плиты, то она могла спокойно сказать ему, что она думает. Спартанки были смелы и не лезли за словом в карман.
Вот почему спартанки могли говорить и думать так, как рассказывают о жене царя Леонида по имени Горго.
Афинская женщина сказала ей: «Вы, спартанки, одни делаете со своими мужьями все, что хотите». «Да, но мы единственные, кто рожает мужей», - ответила королева.
- Но, в конце концов, это не нормально!
Все это было связано с тем, что институт семьи в Древней Спарте был сильно ограничен законодательством. Идеи спартанского коллективизма и воспитания личности развивались в обществе Спарты, это распространялось и на женщин, а это означало, что женщина была не вещью, а личностью и человеком.
Положение спартанских женщин считалось в Греции чем-то необычным, ненормальным, далеко выходящим за рамки их понимания.
Греческие государства были «мужскими клубами», где женщинам не было места. Но, как говорится, в чужой монастырь со своим уставом не лезут.
Да и как тут полезешь, когда спартанцы были лучшими воинами древности, а их жены имели полное право называться женщинами-воительницами.