Сертификация – это процедура, направленная на оценку качества услуг или работ. Возможность ее проведения указана в ФЗ РФ №184.
Как она проводится – в обязательном или в добровольном порядке? Давайте разберемся.
Согласно положениям действующего законодательства, обязательная сертификация услуг не предусмотрена (подобнее на этом сайте – delotest.ru/sertifikaciya-uslug).
Получить сертификат на услуги заявитель может добровольно – по своему желанию.
На практике наличие сертификатов становится обязательным для:
- объектов общепита, продовольственных магазинов и иных участников «пищевого» рынка – они должны в соответствии с ТР ТС внедрить ХАССП, и подтверждением этого служит добровольный сертификат ИСО 22000;
- мест размещения (гостиницы, хостелы и т.д.) – они обязаны получить документ, который выдается по результатам обязательной классификации, перед проведением которой целесообразно пройти сертификацию;
- вступления в саморегулируемые организации (СРО);
- участия в тендерах (к примеру, часто требуется такие сертификаты, как ИСО, РДИ, НРНП, СОРБ и иные);
- иных целей.
На какие услуги необходимо оформить сертификат?
Сертификация услуг – это наиболее востребованная процедура в таких сферах деятельности, как:
- автосервис;
- массажные услуги и косметология;
- туризм;
- образование;
- юриспруденция;
- страховое и банковское дело;
- общественное питание;
- и других.
Какие преимущества дает добровольный сертификат?
Наличие добровольного сертификата – это конкурентное преимущество в тех случаях, когда компания планирует участвовать в тендерах по ФЗ-44/223, «зайти» на новые рынки сбыта, заключить договоры на выполнение работ с новыми партнерами, повысить лояльность контролирующих органов в ходе проверок, сформировать деловую репутацию, рассчитывает на привлечение инвестиций и т.д.
Как проводится сертификация услуг?
Процедура проводится в рамках добровольной системы оценки (сокращенно – СДС), которая была зарегистрирована в Росстандарте.
На первоначальном этапе заявителю необходимо предоставить комплект документов, который состоит из сведений о компании, сфере деятельностям (выполняемых работах).
После этого осуществляется анализ показателей качества деятельности – согласно стандартам.
Если речь идет о сертификации ИСО, то объектом добровольной оценки является не продукция, а система менеджмента качества (СМК), которая ранее была внедрена по нормам стандартов группы ГОСТ Р ИСО.
По итогам оценки регистрируется и выдается добровольный сертификат, срок действия которого составляет 1 или 3 года.
Какие документы понадобятся для того, чтобы пройти процедуру сертификации?
Для проведения процедуры добровольной оценки качества услуг в заявитель должен предоставить:
- ИНН/ОГРН (скан-копии);
- реквизиты компании (карточку);
- данные об услугах/работах по ОКПД2;
- перечень видов деятельности заявителя с указанием кодов по ОКВЭД;
- если установлено законодательством – лицензии на осуществление указанных работ (пассажироперевозки, медицина и т.д.);
- и иную документацию.