Название: Землетрясение Год: 2016 Страна: Армения, Россия Слоган: «Трагедия, объединившая мир» Режиссер: Сарик Андреасян Сценарий: Сергей Юдаков, Алексей Гравицкий, Арсен Даниелян Продюсер: Рубен Дишдишян, Арам Мовсесян, Сарик Андреасян Оператор: Юрий Коробейников Композитор: Айко Художник: Давид Дадунашвили, Гульнара Шахмилова Монтаж: Георгий Исаакян, Елена Денисевич, Ольга Гриншпун Жанр: драма
В ролях: Константин Лавроненко, Мария Миронова, Виктор Степанян, Татев Овакимян, Михаил Погосян, Грант Тохатян, Даниил Изотов, Микаэль Джанибекян, Сос Джанибекян, Арсен Григорян
Бюджет: 200 000 000 руб. Сборы в России: $1 495 396
Продолжительность: 102 мин. / 01:42
Описание: 7 декабря 1988 года в Армении произошло землетрясение, охватившее почти половину территории республики. Были разрушены города Спитак, Ленинакан, Кировакан, Степанаван и ещё более 300 населённых пунктов. 25 тысяч человек погибли, 19 тысяч стали инвалидами, больше полумиллиона остались без крыши над головой.
На фоне природной катастрофы разворачивается история двух героев - 45-летнего Константина Бережного и 20-летнего Роберта Мелконяна. Судьба сталкивает их не впервые - много лет назад в автокатастрофе по вине Бережного погибли родители Роберта. Константин провел несколько лет в тюрьме, а маленького Роберта приютили родственники. По странному стечению обстоятельств Бережной возвращается к своей семье в день страшного землетрясения: его ждут жена, дочь, сын... и Роберт, который так и не простил ему гибели своих родителей. По иронии судьбы, герои оказываются в одном спасательном отряде, но узнают друг друга не сразу.
Слабый фильм о большой трагедии ------ Спитакское землетрясение является одним из самых разрушительных природных катаклизмов в истории человечества. 25 тысяч человек погибло, 19 тысяч остались инвалидами, 514 тысяч потеряли кров. Землетрясение охватило 40% территории Армении, был до основания разрушен город Спитак, стерты с лица земли 58 сел, частично разрушены еще около 300 населенных пунктов. В ликвидации последствий и предоставлении гуманитарной помощи принимали участие все республики СССР и еще 111 стран. При этом картина Сарика Андреасяна не сумела показать всего масштаба трагедии, ограничившись разрушением одного города, обрывками судеб местных жителей, пробкой, образовавшейся на пути в разрушенные районы, парнем, приехавшим из Ростова с собственным краном и флагами нескольких государств на униформах людей, принимающих участие в разборе завалов и помощи больным. Ощущение камерности и театральности всего происходящего не покидает ни на секунду. Нет армии, нет спецтехники, нет полиции, нет гуманитарных грузов, нет специалистов, нет множества и множества людей, прибывших из других стран на помощь. Если посмотреть на реальные фотографии с мест трагедий, то там видно огромное количество спецтехники, кранов и специалистов - в фильме этого нет и в помине. Картина порой очень правильная, движется вроде бы в нужном направлении, но при любом тяжелом для реалистичного показа на экране моменте не выдерживает взваленных не себя задач и рассыпается. В каких-то сценах наворачивается слеза, вслед за этим наступает недоумение от картонной игры актеров и чувства того, что тебя обманули, а затем в очередной раз показывают панораму разрушенного города с пронзительной музыкой, которую включают в любой сцене, созданной для выжимания слезы. Музыка действительно очень хорошая, и тем самым она сильно коррелирует с недостатком актерского мастерства. Реалистичность хромает на обе ноги. Во время землетрясения были разрушены здания, людей засыпало, давило огромными плитами, зажимало и отрывало конечности, они получали тяжелейшие и ужаснейшие травмы. Под завалами очень холодно, нет еды, воды и воздуха. В фильме 'Землетрясение' у пострадавших и погибших людей просто лица в пыли - нет вывихов, переломов, крови, болевого и психологического шока. Пролежав под завалами по 3-4 дня без всего вышеперечисленного они как ни в чем не бывало обнимаются с их спасителями и говорят родственникам пафосные речи. Я верю в чудеса, и они иногда случаются. Но когда они происходят на протяжении всего фильма одно за другим - верить в происходящее перестаешь. Есть отличный китайский фильм 'Землетрясение', в котором присутствуют и масштабная катастрофа, и цельная история одной семьи, и пронзительная игра актеров. Кроме того есть отличный американский фильм 'Невозможное' про цунами, в котором так же, в отличие от рассматриваемой картины, есть цельный и трогательный сюжет про судьбу одной семьи. В данном же случае создатели фильма пошли излюбленным путем всех сценаристов, не способных написать цельную историю - напихать в фильм побольше разных, не раскрытых до конца историй с участием слабо прописанных героев, неумело связать эти истории огромным количеством неестественных нитей и попытаться из этого смастерить что-то удобоваримое. Центральная история, которая должна была наиболее ярко пройти через фильм оказалась высосанной из пальца фальшивкой. История с плохишами, которые наживаются на чужом горе, и вовсе оборвалась, не успев начаться. Если хотите посмотреть высокохудожественный фильм, то лучше насладитесь китайской картиной 'Землетрясение' или голливудским фильмом 'Невозможное'. А если хотите посмотреть про ужасы землетрясения в Армении, то лучше познакомьтесь с документальными фильмами 'Спитакской землетрясение' и 'Армения: семь дней ада'. У Андреасяна же не получилось и половины из задуманного. Из плюсов можно выделить неплохую завязку, попытку показать армянский колорит, на тройку с плюсом выполненное компьютерное разрушение города и очень красивую и трогательную музыку. Все остальное с большим минусом: картонная игра актеров, огромная нехватка реалистичности во всем, отсутствие масштаба, слабый и разрозненный сценарий. Интриги, кульминации и напряжения нет ни в одной из сцен. Получился очень слабый фильм о большой трагедии. Не стоило браться за такую тему без должного умения и возможностей. ------ Чуда не произошло ------ Потому что ну не могут люди сделавшие тонну (но как известно нас ждет еще и еще) пердильных комедий, недо-экшн про ограбление и какую-то невразумительнейшую потугу о виртуальной реальности снять нормальный фильм-катастрофу. Да или просто фильм о большой трагедии. Ну равно как комик Тохатян, играющий здесь, играть драматическую роль. Хотя сколько было разговоров. Но с самого начала начинается ерунда. Буквы 'АД' на номерном знаке. Это что за странная семиотика? Или это такая вариация (исходя из хода дальнейших событий) на тему капитана очевидности? Печаль. Далее идут вторичнейшие операторские приемы и завязка очень несуразного и примитивного конфликта. Собственно катаклизм происходит внезапно и длится менее 5 минут экранного времени. Предположим. Поначалу он выглядит довольно убедительно - толпы людей, тотальная паника. Но когда дело доходит до эффектов... Все очень плохо, Карл! Особо убого смотрится эпизод со спасением ребенка. Потом нам еще несколько показывают пейзаж после бедствия - тоже примитивно и ни о чем. Если львиная часть бюджета ушла на это и ряд массовых сцен, то я бы на месте инвесторов в случае провала (а его я не исключаю) серьезно бы стребовал с авторов. Трагизма не ощущается ну несколько по нескольким причинам: 1) Актеры не играют, а тупо читают свой текст. Персонаж Быстрова попросту списан с его роли в 'Дураке' - копипаст. 2) Мотивация с логикой отсутствуют начисто. 3) Саспенс или какое либо напряжение? Нет не слышали! 4) Заунывные мотивы от армянского композитора абсолютный диссонанс и явно откуда то позаимствованы. Процитирую одного из участника событий, руководителя ликвидации последствий Н. Д. Тараканова: Спитак оказался куда пострашнее Чернобыля! В Чернобыле ты схватил свою дозу и будь здоров, ведь радиация — враг-невидимка. А тут — разорванные тела, стоны под руинами… Поэтому нашей главной задачей было не только помочь и вытащить из завалов живых, но и достойно похоронить погибших. Мы фотографировали и фиксировали в штабной альбом все неопознанные трупы и хоронили их под номерами. Когда же возвращались из госпиталей и больниц пострадавшие от землетрясения люди, то начинали искать погибших родственников и обращались к нам. Мы давали снимки на опознание. Затем опознанных мы изымали из могил и хоронили уже по-людски, по-христиански. Продолжалось это на протяжении полугода… Видим ли мы это в фильме? Нет! Сопереживаем ли? Да вряд ли - даже выдуманное 'Метро' гораздо убедительней. Собственно... Лишний раз понял, что к чему бы не прикасалось Энджой Мувиз (буду без указываний пальцем, хотя итак все ясно) оборачивается... Ну, мягко говоря, компостом от кино. Мало того, что их как и Уве Болла поддерживают чиновники от культуры деньгами, так еще и люди покупают на это билеты. Грустно. Для меня все ясно окончательно. А остальным простой совет - не мотивируйте таких людей! Деньги можно потратить и на более стоящие фильмы.