Малайзийский Boeing, который потерпел крушение над Украиной, был сбит доставленной из России в Украину ракетой «Бук». Запуск произвели недалеко от украинского населенного пункта Снежное, который в июле 2014 года находился под контролем сепаратистов, сообщила итоги своего расследования Международная следственная группа. После выстрела пусковую установку вернули в Россию.
Сначала итоги расследования озвучили родственникам погибших пассажиров лайнера. Родственникам предоставили фото и видеозаписи, а также записи переговоров. Следователи также детально описали, как шла колонна с «Буком», и ее маршрут.
«Предоставленная нам информация выглядит исчерпывающе», — рассказал Русской службе Би-би-си один из родственников.
Прокурор Нидерландов Фред Вестербеке рассказал, что в ходе следствия было просмотрено полмиллиона видео, перехвачено множество телефонных переговоров. При этом следователи не раскроют все известные им факты, т.к. это может повлиять на дальнейшее расследование. Вестербеке сообщил, что можно исключить техническую неисправность или террористический акт внутри лайнера, а также атаку с другого самолета.
В своем заключении следователи использовали данные, предоставленные США и Европейским космическим агентством.
По мнению следователей, сначала «Бук» доставили в Донецк, а затем отбуксировали в Снежное. Комплекс привезли на белом грузовике Volvo. Следователи предоставили фото автомобиля, а также заявили, что конвой с «Буком» видели в Донецке и на трассах возле города.
Место запуска ракеты следователи установили в том числе по показаниям очевидцев. После выстрела «Бук» снова погрузили в Volvo и отправили в Россию через Луганск, сообщили следователи.
Что касается того, кто конкретно виноват в трагедии, то Вестербеке заявил о сотне так или иначе задействованных человек. Срок расследования продлен до начала 2018 года, чтобы установить виновных в произошедшем. При этом Вестербеке не смог сказать, действовал экипаж «Бука» самостоятельно или по приказу сверху.
Представитель следствия подчеркнул, что определение виновных в трагедии — это дело суда. И уточнил, что следствие не делает утверждений о виновности России.
Международная комиссия по расследованию крушения малайзийского Boeing под Донецком также назвала имена и позывные двух человек, которые могут иметь отношение к катастрофе. Следственная группа занимается сбором информации по следующим фигурантам дела: Андрей Иванович с позывным «Орион» и Николай Федорович с позывным «Дельфин». Отмечается, что их фамилии неизвестны.
«Международная следственная группа располагает несколькими записями телефонных разговоров, в которых принимают участие лица, упомянутые выше. Международная следственная группа заявляет, что не располагает никакими доказательствами того, что данные телефонные разговоры напрямую связаны с крушением рейса МН-17», — говорится в сообщении.
Россия накануне публикации доклада заявила об отсутствии запусков в сторону MH17 со стороны сепаратистов. Начальник радиотехнических войск российских Воздушно-космических сил генерал-майор Андрей Кобан рассказал, что российский радиолокационный комплекс «Утес-Т» не зафиксировал приближения каких-либо воздушных объектов из восточных районов Донбасса к самолету Boeing 777 рейса MH17. Из чего российская сторона сделала вывод о возможной причастности украинских военных к атаке на MH17. Такие заявления со стороны России звучат не впервые.
Близкие погибших при крушении самолета настаивают на том, чтобы виновные были наказаны. Недавно они направили верховному представителю ЕС Федерике Могерини очередное послание, в котором требуют отчитаться в том, что сделано для выяснения обстоятельств трагедии.
Год назад 13 октября Совет безопасности Нидерландов представил результаты международного независимого расследования крушения Boeing над Украиной 17 июля 2014 года. Рейс МН17 был сбит ракетой «Бук», пущенной с востока Украины, которая взорвалась в левой передней части лайнера. Голландские эксперты исключили версию атаки ракетой «воздух-воздух». В задачи комиссии, расследовавшей катастрофу, не входило установление виновных в происшествии.
Нидерланды: ракета взорвалась в четырех метрах от Boeing, Украина должна была закрыть свое небо
В результате взрыва ракеты кабина пилотов оторвалась и упала первой. Среди обломков были найдены части ракеты типа 9N314M. Внутри самолета и в телах пилотов были найдены фрагменты ракеты «Бук». По мнению экспертов, пуск ракеты был произведен из района площадью 320 кв. км, а после взрыва обломки самолета оказались разбросаны на площади в 50 кв. км. Взрыва внутри самолета не было.
Напомним, международная комиссия по установлению обстоятельств крушения лайнера должна была установить причины катастрофы, почему полет проходил над зоной вооруженного конфликта, что происходило на борту непосредственно перед крушением. В обязанности комиссии НЕ входило установление виновных в трагедии.
В расследовании принимали участие эксперты из Австралии, Франции, Германии, Индонезии, Италии, Малайзии, России, Украины, Великобритании, США и Европейского агентства авиационной безопасности, Межгосударственного авиационного комитета, а также представители Международной организации гражданской авиации (ICAO).
После сбора и изучения обломков специалисты сделали реконструкцию передней части самолета: кабины пилотов и салона бизнес-класса. Был изготовлен каркас по форме Boeing 777−200, на который закрепили обломки самолета. Благодаря реконструкции стали видны последствия поражения воздушного судна, угол попадания в кабину пилотов и последовательность последующего распада воздушного судна.
Российский концерн ПВО «Алмаз-Антей» в ответ на расследование Нидерландов опубликовал видео натурного эксперимента, который концерн проводил для выяснения обстоятельств крушения Boeing. Специалисты смоделировали встречу ракеты комплекса «Бук» и пассажирского самолета аналогичного потерпевшему крушение над Донбассом. Результаты эксперимента, по мнению специалистов концерна, подтверждают, что малайзийский Boeing-777 был сбит из района, контролируемого на тот момент Вооруженными силами Украины.
Пассажирский Boeing 777 малайзийской авиакомпании упал на территории Украины в 60 километрах от российской границы 17 июля 2014 года. На борту находилось 283 пассажира и 15 членов экипажа. Все они погибли.