Название: 28 панфиловцев Год: 2016 Страна: Россия Режиссер: Ким Дружинин, Андрей Шальопа Сценарий: Андрей Шальопа Продюсер: Андрей Шальопа, Антон Юдинцев Оператор: Никита Рождественский Композитор: Михаил Костылев Художник: Екатерина Лизогубова Монтаж: Виталий Виноградов Жанр: военный, драма
В ролях: Александр Устюгов, Яков Кучеревский, Азамат Нигманов, Олег Фёдоров, Алексей Морозов, Антон Кузнецов, Алексей Лонгин, Максим Белбородов, Дмитрий Мурашев, Виталий Коваленко
Бюджет: $1 700 000 Сборы в России: $282 349
Продолжительность: 105 мин. / 01:45
Описание: Осенью 1941-го года немецкие части, стоявшие возле Волоколамска, отделяло от Москвы каких-нибудь два часа по шоссе. Однако, на этом шоссе стояла 316-я стрелковая дивизия под командованием генерала И. В. Панфилова. Этот военачальник обладал настолько высоким авторитетом среди личного состава, что бойцы дивизии сами называли себя панфиловцами. А дивизию - панфиловской.
Велика Россия, но отступать некуда… ------ У государства Российского богатая история, а история любого народа это, прежде всего, история войн. Война – всегда страшно, но Великая Отечественная война чудовищна по количеству людских потерь и по тем изуверствам, которые чинили нацисты. В последнее время, к великому сожалению, историю этой войны пытаются «подправить» в угоду интересам тех, кто стал опасаться росту могущества Великой Страны. Для кого-то власовцы стали национальными героями, кто-то искренне убеждён, что Ленинград нужно было «просто сдать», чтобы избежать катастрофических потерь, кто-то пытается доказать, что подвиги советских людей – это всего лишь пропаганда «сталинского режима». Но так думают не все. Доказательство тому – сегодняшний выход на экраны картины «28 панфиловцев». История появления этого фильма удивительна, потому что первоначальную сумму для его создания собрал народ. Тот самый народ, чьи отцы, деды и прадеды встали живой стеной на пути гитлеровского блицкрига. Тот самый народ, который верил в страну, потому что верил в себя. Тот самый народ, который костьми ложился, защищая то, что ему дорого. Вокруг боя у разъезда Дубосеково уже давно кипят страсти, унижающие каждого из нас. Не суть важно, сколько их было – бойцов многонациональной страны в том бою – 28, 40 или 140. Важно другое. Никто из них не думал о наградах, не думал о том, как красиво «войти в бессмертие». Они думали о другом – о том, что за пять месяцев войны гитлеровцы захватили всю европейскую часть Союза, и в предвкушении обещанного банкета на Красной Площади рычали танковыми двигателями. Они просчитались. Русский мужик запрягает долго, зато едет быстро. И мы «поехали»! По мнению историков бой у разъезда Дубосеково сыграл «исключительную мобилизующую роль, став примером стойкости, мужества и самопожертвования». Но всё это будет потом. А пока перед бойцами 4-й роты 2-го батальона 1075-го стрелкового полка стоят 2-я и 11-я немецкая танковые дивизии. Именно с этого момента начинается фильм. Он скрупулёзно, в хронологическом порядке воссоздаёт тот 4-х часовой бой. По большому счёту, это не столько художественный фильм, сколько реконструкция тех событий. И это правильно, потому что зритель уже устал от «ярморочных» фильмов о войне, рассказывающих о ней в непростительно балаганном ключе. Фильм Шальопы и Дружиниа другой – точный, конкретный, по-мужски брутальный. Это настоящий фильм о войне, а не «про войнушку». Здесь нет женских персонажей, но совсем не потому, что «у войны не женское лицо», а потому, что Родина – тоже женского рода, и именно ради неё панфиловцы совершали свой подвиг, и именно её берёг каждый из них в своём сердце. Разумеется, у картины есть свои «шероховатости», недочёты и даже недостатки – реверанс в сторону фильмов, которых бойцы в те годы знать никак не могли, и прочие «сюжетные колючки». Но они никак не могут повлиять на общее впечатление о фильме, как о народном проекте, созданном не для того, чтобы «отбить деньги», а в доказательство того, что никто не забыт и ничто не забыто… ------ Философия боя ------ После распада страны победившей фашизм было снято не малое количество фильмов о войне. Но лишь единицы можно смотреть не морщась при этом от их наивности, неправдоподобности, кривляния актеров не понимающих кого они играют, «художественных» взглядов режиссеров не понимающих что, о чём и зачем они снимают. Причин тому много… В 90-е стало модно рассказывать и показывать «правду» о Великой Отечественной, было выдумано множество мифов очерняющих подвиг нашего народа. Опровергались и подвергались сомнению все победы, героические поступки и величие личностей их совершивших, полководцы-победители назывались мясниками, предатели - борцами за свободу… Поменялись задачи кино, вместо воспитания молодого поколения и увековечивания памяти о той войне, новые фильмы стали очередным развлечением, способом заработать. Современные фильмоделы выросшие в большинстве своем из клипмейкеров, делают из истории рекламный ролик, «заслуженные» художники пытаются угодить западным критикам, чтобы красиво выступить на европейских фестивалях. В результате отвращение от просмотра последних «шедевров» трудно было описать не выходя за рамки приличий. К счастью «28 панфиловцев» не имеет ничего общего с описанной выше ситуацией. Когда за дело берутся люди знающие что и зачем они делают – это видно сразу. С первых кадров понимаешь – ждали не зря. Повсюду детали той эпохи. Наверное, не все их заметят, но настолько проработанной атмосферной картинки я не видел ни в одном фильме о Великой Отечественной. Пожалуй, даже фильмы советского периода не были столь детальными. Современные технологии позволили дизайнерам воссоздать точные модели техники, а благодаря знаниям реконструкторов мы видим досконально воссозданную военную форму, оружие, амуницию. Сцены боев поставлены на достойном уровне, и в визуальном плане и в тактическом, придраться там не к чему. Абсолютно все актеры справились со своей задачей. Стоит понимать, что выдающихся монологов, от которых слезы на глаза выступают, тут нет. Прошлое солдат не раскрываются, на это попросту нет времени. Большую часть времени занимают подготовка к бою и непосредственно бой. Зритель не узнает о том, как попал на фронт красноармеец Иван Москаленко и ждет ли кто-то дома старшину Григория Шемякина. Но ни в одном больше фильме не увидишь как бойцы тщательно готовятся к вражеской атаке, ставят ложные цели для немецкой артиллерии, несут выпрошенную у саперов колючку, выбирают позиции для орудий и пулеметов. В этих военных хитростях и тактических приемах и есть суть фильма, ведь в тот день панфиловцам предстояло стать одним слаженным механизмом, который смог отразить сокрушающий удар мощнейшей военной машины. Без подобных деталей было бы не ясно, как бойцам удалось это сделать. Музыкальное сопровождение хоть и не шедеврально, но несколько композиций очень хорошо были вписаны в атмосферу боя. Особенно запомнилось «ожидание рукопашной» и грозные ноты при первом появлении немецких танков. Создателям удалось не только достоверно воссоздать один из героических эпизодов битвы за Москву, но и наполнить фильм идеей. Они показали как, зачем, ради чего воевали эти упорные хлопцы. Да, идея не нова и вполне себе советская. Здесь и единство народов, и короткие размышления о Родине и Отечестве и пафосная речь командира перед боем. Но все это не преобладает над содержанием, а органично вписано в сценарий. Солдаты сомневаются, шутят, подбадривают друг друга. Философия показанного боя построена не на том, чтобы геройски погибнуть. «Намертво, а не насмерть» - такова задача бойцов. Красивым смертям, последним пафосным словам и бросаниям с гранатами под танки здесь нет места. Главное здесь слаженность, крепость духа, ответственность, стремление выполнить поставленную задачу – «спокойно сжечь танки»… и выжить. Потому что «если погибнешь, кто же за тебя воевать будет?» Посыл в осознании каждым личной ответственности за свое дело. Ясная и очень правильная философия. Надеюсь, это не последний проект теперь уже наверняка слаженного коллектива. Такие фильмы нужны, востребованы. Авторам есть над чем работать, у картины есть и недостатки, вызванные в первую очередь очень скромным бюджетом. Но фундамент заложен. То, что ребятам удалось снять во всех отношениях хороший, качественный фильм, вложив в дело сравнительно небольшую сумму, показывает, что они были больны идеей, делом, а не жаждой наживы. И это тот редкий случай, когда хочется пожелать, чтобы их болезнь прогрессировала.