В ноябре 2014 года Сергей Мурзин купил на свой Mercedes Vito пару шин R16 от «Белшина» у официального дилера в Могилеве. На них — вторая пара уже стояла и тоже была белорусской - автомобиль уехал в Португалию. Там одна из новых шин лопнула, дилер по телефону сказал, что их можно привезти и заменить бесплатно по гарантии.
Сергей упаковал «бэушки» в целлофановые пакеты, положил в салон и поехал по «зеленому коридору» пункта пропуска «Варшавский мост» в Бресте. О том, что шины нужно декларировать даже при ввозе для замены у дилера, он не знал, но надеялся, что таможенники подскажут, как правильно поступить.
На выезде из коридора машину остановили. Таможенник указал на покрышки в салоне, на что Мурзин предъявил ему документы, объяснил, что везет заменить по гарантии.
Гарантийный талон, который Сергей Мурзин предъявлял сотруднику таможни.
Таможенник попросил проехать вперед и остановиться сбоку. После многочасовых разбирательств — разговоров с сотрудниками таможни, звонков по телефонам доверия и на горячие линии — шины у белоруса изъяли до решения суда.
— Я спрашивал у дежурного офицера, что я должен был сделать, чтобы эти покрышки попали в Беларусь, а «Белшина» выполнила свои обязательства. Он долго думал: «Никак. Вы ничего не сделаете». Для него это польские покрышки, потому что они едут из Польши. И его не интересует то, что на них есть все знаки и есть документы, подтверждающие, что «родина» их — Беларусь, — недоумевает Сергей.
В чем суды не сошлись, так это в мере наказания: если суд первой инстанции решил, что за свое нарушение Мурзин должен еще и заплатить штраф в 5 базовых, то областной и Верховный посчитали возможным освободить его от административной ответственности в связи с «малозначительностью совершенного административного правонарушения».
— В принципе, для меня было важно не вернуть шины, а понять реакцию государства, увидеть, действительно ли оно работает для народа, — говорит Мурзин. — Во-первых, тогда на границе старший офицер смены сказал мне, что шины никак не декларируются, по какому бы коридору я ни ехал — красному или зеленому. То есть таможенники столкнулись с таким случаем впервые. Во-вторых, все это разбирательство показало, что для продвижения белорусских шин за границей нужно менять законодательство. Иначе зачем мне покупать «Белшину», не имея возможности вернуть товар обратно, чтобы заменить по гарантии? Это ведь какой удар по репутации производителя!