Португальский бизнесмен-белорус купил шины «Белшина» в Беларуси, выехал на них из страны и не смог вернуть их обратно для замены у дилера по гарантии. Шины забрали на таможне, а мужчине выписали штраф. Бизнесмен был с этим не согласен и обратился в суд. Почти год разбирательств — и окончательное решение Верховного суда звучит приблизительно так: сам виноват, шины нужно было декларировать письменно.
В ноябре 2014 года Сергей Мурзин купил на свой Mercedes Vito пару шин R16 от «Белшина» у официального дилера в Могилеве. На них — вторая пара уже стояла и тоже была белорусской - автомобиль уехал в Португалию. Там одна из новых шин лопнула, дилер по телефону сказал, что их можно привезти и заменить бесплатно по гарантии.
Сергей упаковал «бэушки» в целлофановые пакеты, положил в салон и поехал по «зеленому коридору» пункта пропуска «Варшавский мост» в Бресте. О том, что шины нужно декларировать даже при ввозе для замены у дилера, он не знал, но надеялся, что таможенники подскажут, как правильно поступить.
На выезде из коридора машину остановили. Таможенник указал на покрышки в салоне, на что Мурзин предъявил ему документы, объяснил, что везет заменить по гарантии.
Гарантийный талон, который Сергей Мурзин предъявлял сотруднику таможни.
Таможенник попросил проехать вперед и остановиться сбоку. После многочасовых разбирательств — разговоров с сотрудниками таможни, звонков по телефонам доверия и на горячие линии — шины у белоруса изъяли до решения суда.
— Я спрашивал у дежурного офицера, что я должен был сделать, чтобы эти покрышки попали в Беларусь, а «Белшина» выполнила свои обязательства. Он долго думал: «Никак. Вы ничего не сделаете». Для него это польские покрышки, потому что они едут из Польши. И его не интересует то, что на них есть все знаки и есть документы, подтверждающие, что «родина» их — Беларусь, — недоумевает Сергей.
Разбирательство длилось почти год, Мурзин пытался опротестовать одно за одним решения судов. Он считает, что ничего не нарушил, просто существующий закон не учитывает подобные случаи и мешает продвижению белорусских товаров за границей, так как не защищает потребителей. Однако суды — Московский районный в Бресте, Брестский областной и, наконец, Верховный — признали, что Мурзин виноват, так как шины нужно было в любом случае письменно декларировать.
В чем суды не сошлись, так это в мере наказания: если суд первой инстанции решил, что за свое нарушение Мурзин должен еще и заплатить штраф в 5 базовых, то областной и Верховный посчитали возможным освободить его от административной ответственности в связи с «малозначительностью совершенного административного правонарушения».
— В принципе, для меня было важно не вернуть шины, а понять реакцию государства, увидеть, действительно ли оно работает для народа, — говорит Мурзин. — Во-первых, тогда на границе старший офицер смены сказал мне, что шины никак не декларируются, по какому бы коридору я ни ехал — красному или зеленому. То есть таможенники столкнулись с таким случаем впервые. Во-вторых, все это разбирательство показало, что для продвижения белорусских шин за границей нужно менять законодательство. Иначе зачем мне покупать «Белшину», не имея возможности вернуть товар обратно, чтобы заменить по гарантии? Это ведь какой удар по репутации производителя!
Я пытался купить и «МАЗ» в Португалию, но понял, что могу попасть в тот же капкан — вдруг и эта компания не выполнит гарантийные обязательства за границей, а сюда привезти технику я тоже не смогу? Но ведь наше, белорусское, покупать нужно не из патриотизма — это очень качественная продукция. Я видел, как наши комбайны «Полесье» жнут испанскую пшеницу. В конце сезона оказалось, что они намолотили больше, чем хваленые «Джон Диры», то есть у них потерь меньше. Вы знаете, меня распирало от гордости, когда я это узнал. А как быть с остальной белорусской продукцией? Люди, которые ее выпускают, не умеют — или не могут — создать условия для ее продажи. И государство им в этом также не помогает.