Название: Прибытие Название зарубежное: Arrival Год: 2016 Страна: США Слоган: «Why are they here?» Режиссер: Дени Вильнёв Сценарий: Эрик Хайссерер, Тед Чан Продюсер: Пол Барбо, Глен Баснер, Дэн Коэн Оператор: Брэдфорд Янг Композитор: Йохан Йоханнссон Художник: Патрис Верметт, Изабель Гюэ, Николас Лепаж Монтаж: Джо Уокер Жанр: фантастика, триллер, драма, детектив
В ролях: Марк О'Брайэн, Эми Адамс, Сангита Патель, Майкл Стулбарг, Натали Тибо, Форест Уитакер, Эбигейл Пнёвски, Джереми Реннер, Рут Чианг, Ци Ма Роли дублировали: Олег Новиков, Сергей Чихачев, Илья Исаев, Алексей Мясников, Елена Ивасишина
Бюджет: $47 000 000 Сборы в США: $28 386 607 Сборы в мире: + $10 845 054 = $39 231 661 Сборы в России: $2 015 095
Возраст: зрителям, достигшим 16 лет Продолжительность: 116 мин. / 01:56
Описание: Неожиданное появление неопознанных летающих объектов в разных точках планеты повергает мир в трепет. Намерения пришельцев не ясны - вооруженные силы всего мира приведены в полную боевую готовность, а лучшие умы человечества пытаются понять, как разговаривать с непрошенными гостями. Правительство обращается за помощью к лингвисту Луизе Бэнкс и физику Яну Доннели, чтобы предотвратить глобальную катастрофу и найти общий язык с пришельцами. Отныне судьба человечества находится в их руках.
Что-то с чем-то ------ Учитывая, что я не большой поклонник фильмов про инопланетян и фантастики в целом, данный экземпляр произвел на меня просто шокирующее впечатление, а это, как-никак, показатель. Не припоминаю, чтобы подобный взгляд на проблему или подход применялся в какой-либо другой ленте из этой категории. И именно это делает её такой уникальной. «Прибытие» не будет пичкать Вас масштабными перестрелками, взрывами, экспериментами над телами… В общем, всем тем, чем обычно грешат фильмы о внеземном разуме. Однако точно проведет эксперимент над Вашим сознанием. Фильм заставляет испытать очень необычное чувство – это тот редчайший случай, когда можно получить удовольствие от того, что «имеют» твой мозг. Большая часть фильма посвящена лингвистическим исследованиям, что особенно порадовало меня как специалиста в этой области. Создатели картины придумали совершенно новый подход к изобретению иного языка. Его нелинейность, образность, целостность и построение кардинально отличаются от того, что мы можем встретить в земных языках. И хоть выучить его за два часа фильма не удастся, взгляд на систему в целом и поход к ней главной героини впечатляют. Мне нравится теория о том, что возможно где-то существующий внеземной разум пользуется совершенно другими понятиями из-за отличий собственного мира. Возможно, у них вообще не существует таких обыденных для нас явлений, как время, пространство, гравитация, свет и тому подобное. Ведь подобная теория куда более завораживает. Но, естественно, человеческому мозгу сложно придумать какой-то совершенно новый визуальный образ, не основываясь на виденных уже предметах. Поэтому пришельцы в «Прибытии» похожи на поставленные на пальцы ладони, а их конечности – на морские звезды (и почему вообще у них обязательно должны быть конечности?). Но это совсем не главное, к чему, в общем, нет смысла придираться. Корабли внеземных существ похожи на плоские камушки, они не производят никаких выбросов или отходов, не общаются друг с другом посредством известных человечеству способов. Визуальная часть фильма вообще предельно лаконична. Мы практически ничего о пришельцах и не узнаём. Но ведь простота – это и есть путь к совершенству, не так ли? По сути, фильм и не является рассказом о пришельцах или внеземном вторжении. Это фильм о коммуникации, её важности и необходимости в современном мире, о возможностях разума, о том, в чём кроется наша главная сила, о расширении сознания. Это действительно то, что нужно увидеть и обдумать каждому. Главная героиня картины – женщина очень сильная и смелая. Сложно объяснить, в чём именно, не вдаваясь в подробности и избегая спойлеров. Но могу сказать, что я бы не смогла пойти на такой шаг, зная о результате. В общем, «Прибытие» – это даже не фильм о пришельцах. Это фильм о выдающемся человеке, которым можно только восхищаться, ведь вряд ли кто-то из нас на самом деле захотел бы оказаться на её месте и принять на себя такой груз ответственности. «Прибытие» – это, пожалуй, лучшая из картин, что мне довелось увидеть за последний год. Снимаю шляпу. А вот Дени Вильнёв «шляпу» не снимает, за что ему огромное спасибо. ------ Кляксы на стекле ------ Бывают фильмы, построенные на одной идее, которую оборачивают в любопытную оболочку визуальной игры. Посредством грамотного монтажа, операторской работы и сценарной проработке до зрителя в удобной и увлекательной форме доносят основную идею, в определённый момент повествования накрывающую сознание на манер взрыва сверхновой звезды. Но такие фильмы редкость - картина Дени Вильнёва 'Прибытие' по мотивам научно-фантастической повести Теда Чана 'История твоей жизни' - к сожалению, не стала подобной редкостью. В двенадцати точках планеты появляются инопланетные объекты продолговатой формы. В совершенном безмолвии они, тем не менее, провоцируют панику у населения, в то время как человечество объединяет усилия, чтобы разгадать загадку их появления и цель их прибытия. Армия США призывает доктора Луизу Бэнкс и физика Йэна Доннели, чтобы те в кратчайшие сроки разобрались в намерениях инопланетян. Главную героиню - доктора-лингвиста Луизу Бэнкс сыграла Эми Адамс, знакомую по фильмам 'Боец', 'Она', 'Большие глаза', 'Афера по-американски'. Её героиня - доктор Луиза Бэнкс - замкнутый персонаж. Изо дня в день она преподаёт в университете, рассказывая студентам об истории и особенностях иностранных языков, и даже прибытие инопланетных объектов не отвлекает её от похода в пустую аудиторию. Фильм - в первую очередь это её история - наполненная снами и воспоминаниями о её дочери и ушедшем муже. В картине она единственный более-менее проработанный персонаж, в чём во многом заслуга актрисы - видно, что старается, видно, что пропустила через себя трагедию главной героини. Джереми Реннер ('Миссия невыполнима: Племя изгоев', 'Охотники на ведьм', 'Эволюция Борна') играет коллегу Луизы по изучению пришельцев - физика Йэна Доннели. В отличии от Луизы Бэнкс его персонаж крайне плоский и практически не влияет на развитие сюжета. В добавок, актёрская игра у него получилась не выразительная - весь фильм актёр ходит примерно с одним и тем же выражением лица, слабо меняющимся по ходу повествования. Форест Уитакер ('Взвод', 'Телефонная будка', 'Пес-призрак: Путь самурая') предстал в образе полковника Вебера, совершившего вербовку лингвиста Луизы Бэнкс и обеспечивающего взаимодействие между группой учёных и высшим руководством. Собственно, на этом роль Фореста заканчивается - весь фильм он предстаёт безыдейным гонцом между твёрдолобым начальством, которое хочет знать лишь цель прибытия инопланетян, и группой учёных, поставленных в узкие временные и психологические рамки для решения задач взаимодействия. Повествование подаётся крайне рвано - картинка скачет между воспоминаниями главной героини и происходящем в настоящем времени взаимодействием с инопланетянами. Сами пришельцы получились любопытными. По меньшей мере за ними интересно наблюдать - необычный дизайн и метод взаимодействия и людьми. Оставив попытки изучить устный язык пришельцев, главная героиня делает акцент на изучении письменности, что как метод взаимодействия даёт результат и двигает сюжет вперёд. В фильме удалось передать тонкую атмосферу кайфа взаимодействия с внеземной цивилизацией. Оставив в стороне условности с непродолжительными сеансами каждые восемнадцать часов, можно проследить за размеренным прогрессом освоения человеком инопланетной письменности. Создателям удалось правдоподобно показать сложности взаимодействия людей друг с другом на контрасте с освоением контакта с пришельцами. Смешное дело, что общаться с инопланетянами оказывается проще, чем с людьми! Вокруг каждого из 12 объектов формируется исследовательская база, но её представители не торопятся делиться с соседями результатами своих изысканий, что в конечном итоге и ведёт к довольно предсказуемому конфликту. Несмотря на множество наград, полученных оригинальной повестью 'История твоей жизни', сложно упускать из виду недостатки сценария. Во-первых, фильм щеголяет слабыми диалогами. Общение между персонажами сводится к констатации демонстрируемых фактов и редко выходит за пределы визуальных образов ('Я сниму скафандр, чтобы они меня видели' - снимает скафандр, чтобы они её видели). Во-вторых, мотивационная составляющая крайне слаба - доктор-лингвист Луиза Бэнкс подходит для миссии контакта с пришельцами, потому что у неё есть допуск к секретной информации, и она знает более одного варианта перевода слов. 'Это ваш единственный шанс поработать с нами' - говорит ей полковник Вебер и направляется к выходу. Нашёл чем угрожать - это ж ты пришёл к ней в кабинет, это тебе нужна её помощь, а не наоборот! Наконец, главный сюжетный поворот раскрывает главный сюжетный недостаток - описанная способность пришельцев ставит под сомнение весь процесс изучения их письменности. Дени Вильнёв выдал типичный для себя фильм - теми же проблемами щеголяли фильмы 'Пленницы' и 'Враг'. Развитие событий происходит крайне медленно, много загадочных и молчаливых сцен, крупных планов главной героини, терзаемой своими воспоминаниями, много любопытного визуального материала, и, наконец, один неожиданный сюжетный поворот, заставляющий яростно переосмысливать происходящее на экране. С другой стороны, актёрская игра редко поднимается на уровень выше среднего, примитивные диалоги и разваливающееся на части повествование. 'Прибытие' обещало быть умной фантастикой с упором на человеческие отношения, а получилось странное безыдейное светопреставление на фоне любопытно выглядящих пришельцев, рисующих круги на стекле.