Александр Лукашенко собрал 30 марта совещание по вопросам перераспределения полномочий между органами государственной власти. Об этом сообщает его пресс-служба.
«Не надо мгновенно, чохом все принимать»
Он пояснил, почему решение огромного пласта вопросов было замкнуто на нем.
— Это было сделано для того, чтобы навести порядок в работе с бюджетом, сберечь государственное имущество, недра, все то, что принадлежит (и я надеюсь, будет принадлежать) белорусскому народу. Не допустить олигархии, обвальной приватизации и расслоения общества, выстроить ключевые институты власти, — отметил Лукашенко.
Изучить возможность перераспределения полномочий и усиления ответственности между различными органами или ветвями власти Лукашенко поручал еще в прошлом году. Совет министров, местные органы власти и парламентарии подготовили пакет предложений, которые могут расширить сферу деятельности правительства и иных госорганов.
— Я их внимательно изучал. И мое первое предложение — не надо мгновенно, чохом все принимать. Это должен быть эволюционный процесс. Часть решений действительно назрела сегодня. По другим предложениям размывать полномочия главы государства мы не будем, — заявил Александр Лукашенко. — Это касается в первую очередь тех сфер, где решаются важнейшие вопросы для любого жителя, субъекта хозяйствования и государства в целом. Более того, зачастую они носят необратимый характер.
Прежде всего, по его словам, речь идет о земельных отношениях, а точнее — вопросах распоряжения землей.
— Здесь мое железное требование: на земли сельхозназначения или лесного фонда претендовать можно только по отдельному решению президента. Тем более, как мне докладывают, в регионах есть тысячи участков, которые не востребованы. А нуждающиеся в улучшении жилищных условий вообще могут получать их бесплатно, — сказал Александр Лукашенко. — Но под Минском и областными центрами, вблизи водоемов и заповедных мест земля останется под жесточайшим контролем. Вы знаете почему: это общее достояние.
«Общество чего-то хочет в плане изменения Конституции — будет, и будет абсолютно честно»
Лукашенко признал, что исполнительская дисциплина в стране хромает.
— Скажу откровенно: наверное, каждый из присутствующих здесь не думает, что у нас полное единомыслие, крепкий аппарат управления на различных уровнях. Хватает и в аппарате управления, особенно до последних событий: некоторые из-под плинтуса посматривали, как же день воли пройдет, весеннее наступление трудящихся и прочее. Потом поняли — не то, как пишут, особенно россияне, власть устояла. Власть стояла и будет стоять, мы государство сохранили и будем его дальше укреплять. Поэтому, кто хочет работать — вылезайте из-под плинтуса и начинайте работать. У нас слишком много работы, — подчеркнул он.
По его словам, в последнее время появились отдельные личности, которые очень пекутся по поводу полномочий президента. Александр Лукашенко напомнил, что говорил о поправках в Конституцию еще во время обращения с посланием к белорусскому народу и парламенту несколько лет назад. И тогда было подготовлено два варианта Конституции. При этом он обязательно потребовал персонифицировать поправки, чтобы было ясно, кто именно выступил с той или иной инициативой.
— И что вы думаете? Два варианта, а изменений почти никаких. Потому что люди понимали, что за всякие предложения и изменения надо будет потом отвечать, нести ответственность, — сказал он.
Сейчас подготовкой поправок в основной закон страны занимается Конституционная комиссия в составе 36 человек.
— Они все персонально будут отвечать за те предложения, которые внесут как минимум президенту. Президент вынесет Конституцию на референдум, — пояснил Александр Лукашенко. — Решать будет народ. Общество чего-то хочет в плане изменения Конституции — будет, и будет абсолютно честно.
Для перераспределения полномочий нет необходимости менять Конституцию
Он обратил внимание на то, что решение о необходимости внесения конституционных изменений назревало давно и принималось исключительно исходя из внутренних интересов страны и общества.
— Тем, кто забыл это, напоминаю, что не Россия и не руководство России (как сейчас эти идеи принято подкидывать в России) заставляют Лукашенко Конституцию переделывать. Нет. Этим мы занимаемся давным-давно. Подошли к тому, что эти изменения должны быть, потому что Лукашенко не вечен и мы не знаем, кто будет следующим, и какой он будет — диктатор, авторитарный руководитель, — мы тоже не знаем. Это первая важнейшая причина, по которой нам пришлось обратиться к Конституции.
Однако для перераспределения полномочий нет необходимости менять Конституцию, это будет сделано до внесения поправок в основной закон, заверил Лукашенко.
— Для перераспределения полномочий, даже больших полномочий, Конституцию менять не надо. Мы ее меняем по другим причинам, — пояснил Александр Лукашенко.
«Ответственность — ключевой аспект!»
Он отметил, что перераспределение полномочий происходит нечасто, поэтому надо взвесить все за и против по каждому пункту.
— Что волнует прежде всего? Готовы ли те, кто хочет дополнительных полномочий, к их реализации? Ведь это не только дополнительное право оперативно и гибко решать вопросы, но и нагрузка, дополнительная ответственность. Ответственность — ключевой аспект! — заявил Александр Лукашенко.
Он обратил внимание, что правовые акты о передаче полномочий должны содержать четкий ответ на вопрос: кто конкретно будет отвечать за принимаемые решения? И никакого двоякого толкования здесь быть не должно, отметил он.
— Продуманы ли возможные риски? Не случится ли так, что через какое-то время в каждом регионе установится своя практика принятия решений, и она будет отличаться? К чему это может привести в современном мире, мы понимаем. У меня тоже есть опыт: это было в России. И я помню молодого Путина, когда он только стал президентом после Ельцина, мы обсуждали этот вопрос: что ни регион (хотя в России это оправданно, она огромная страна), абсолютно разные решения. И в кучу собрать Россию многого стоило. Нам надо это или нет? — задал он вопрос.
Лукашенко ратует за сильную президентскую власть
Александр Лукашенко подчеркнул: процесс перераспределения полномочий должен быть тесно увязан с конституционной реформой.
— Мы не должны принимать решения, которые в результате работы над Конституцией потом придется отменять или приводить в другое состояние. Поэтому надо будет тесно вести работу с Конституционной комиссией. И на основе новой Конституции мы должны прийти к выверенной и идеально продуманной вертикали власти с обновленными полномочиями, — заявил он.
Александр Лукашенко считает, что в Беларуси в процессе конституционных изменений и перераспределения полномочий необходимо сохранить сильную президентскую власть.
— У президента останутся основные полномочия, которые могут влиять на любое решение снизу доверху. Где бы ни был Лукашенко, какой бы ни был здесь президент, он будет главой государства с сильными полномочиями, потому что, если мы «растворим» будущего президента (не меня это касается), имеются в виду полномочия прежде всего, стране не бывать. Она исчезнет, — подчеркнул он.